ocenka_kachestva

Управление культуры города Ростова-на-Дону

Муниципальноебюджетноеучреждение дополнительногообразования

Детскаяшкола искусств №3имениМ.И.Глинки

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

в областимузыкального искусства

«СКРИПКА»

Ростов-на-Дону

2015

РАССМОТРЕНО

Методическим советом  МБУ ДО ДШИ №3 им. М.И.Глинки

«22»июня  2015г. (Протокол №4)

 ПРИНЯТО

Педагогическим советом МБУДО ДШИ № 3

 им. М.И.Глинки

«25» июня   2015 г.

(Протокол № 6)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДШИ № 3 им. М.И.Глинки

____________ М.П.Алпатов

Приказ № 25 - 1 /ОД

«26 » июня   2015

 

Разработчики: Л.В.Сагинова, заведующая струнным учебно-методическим отделением МБУ ДО ДШИ №3 им. М.И.Глинки г.Ростова-на-Дону, преподаватель первой квалификационной  категории, Заслуженный деятель ВМО;

                         Т.В.Дриго, преподаватель первой квалификационной категории  МБУ ДО ДШИ №3 им. М.И.Глинки г. Ростова-на-Дону.

 РАЗДЕЛЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Скрипка»

  1. Пояснительная записка…………………………………………………..2
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися ОП……………….7
  3. Учебный план ОП ………………………………………………………13
  4. График образовательного процесса……………………………………16
  5. Программы учебных предметов………………………………………..17
  6. Система и критерии оценок результатов освоения ОП обучающимися…………………………………………………………….19
  7. Программа творческой,  культурно-просветительской

и методической деятельности ……………………………………………22

     Приложение 1 – Рабочий Учебный план по ДПОП «Скрипка»

     Приложение 2  - Рабочий учебный план на 2016-2017 учебный год

     Приложение 3 – График образовательного процесса на 2016-2017 уч.год

    Приложение 4 – Творческая  и учебно-воспитательная деятельность в 2016-

                                      2017уч. Году

    Приложение 5   - План концертно-просветительской  деятельности

                                  на 2016- 2017 уч.год

     Приложение  6   - Методическая работа в 2016-2017уч.году

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Образовательная программа в области музыкального искусства «Скрипка»  (далее по тексту – ОП «Скрипка») разработана  на основе Федеральных государственных  требований    к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Скрипка» и сроку обучения по этой программе (далее по тексту – ФГТ),  в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённом приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013. №1008, Рекомендациями  по осуществлению образовательной деятельности в детских школах искусств по видам искусств (Приложение к приказу Министерства культуры РФ от 19.11.2013 г №191-01-39/06-ГИ), Рекомендациями по реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств

( сборник материалов для детских школ искусств. Автор-составитель А.О. Аракелова,  Москва, 2012 год) .

            Школа имеет лицензию  на осуществление образовательной деятельности по ОП «Скрипка».

           ОП «Скрипка»   создана с учётом обеспечения преемственности программы «Скрипка» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

             ОП «Скрипка»   разработана  с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся  и направлена на:

выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

           ОП «Скрипка»  ориентирована на достижение следующих целей:

-воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

-формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

-формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

-воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;  

-формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- выработка  у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

РеализацияОП «Скрипка» направленанарешениеследующихзадач:

- выявление  и  продвижение  одаренных  детей  в  области    музыкальногоискусствав раннемдетскомвозрасте;

-подготовка наиболее одаренныхдетейкпоступлению вобразовательные учреждения,реализующиеосновныепрофессиональные образовательные программывобластимузыкальногоискусства;  формирование  у выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения;

- созданиетеоретико-практической основы для приобретения   детьми  знаний,  умений  и  навыков  игры  на скрипке,позволяющихтворческиисполнятьмузыкальныепроизведения в  соответствии   с  необходимым  уровнем  музыкальной  грамотности, стилевымитрадициями,особенностямикомпозиторскойиндивидуальности, опыта

творческой деятельности и публичных выступлений ( концертных, фестивальных, конкурсных)

- развитие у обучающихся навыковсамостоятельнойработыпознакомству,изучениюи постижениюмузыкальногоискусства,

- создание комфортных условий для художественного образования, эстетического воспитания и  духовно-нравственного  развития детей;

-формированиеуучащихсяэстетическихвзглядов, нравственных установокипотребностиобщения с духовнымиценностями,  умениясамостоятельновоспринимать и оцениватькультурные ценности;

-воспитаниедетейвтворческойатмосфере, обстановке доброжелательности,эмоционально-нравственной отзывчивости,атакже профессиональнойтребовательности;

-формирование  у   одаренных  детей  комплекса  знаний,   умений  и навыков,  позволяющих в дальнейшем  осваивать основные профессиональныеобразовательные программывобластимузыкального искусства; формирование навыков творческой деятельности, в том числе коллективного  музицирования;

- выработка  у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата.

                   Организация образовательной  деятельности  в Школе

Организация образовательного  процесса в Школе  по реализуемой ОП  «Скрипка» осуществляется в соответствии с расписанием занятий, которое составляется и утверждается Школой  самостоятельно на основании учебных планов.

           Срок освоения программы «Скрипка» для детей, поступивших в Школу  в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Скрипка» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

           Школа имеет право реализовывать ОП «Скрипка» в сокращенные сроки, т .е. по сокращенной предпрофессиональной программе, на основе имеющихся у ребёнка  знаний, умений и навыков, приобретенных за предшествующий период обучения (непосредственно в Школе или за ее пределами, в том числе в форме самообучения),  которая может быть освоена ребенком за меньший период времени, по сравнению с нормативной,  а также по индивидуальным учебным планам с учетом  ФГТ., 

Сокращение срока освоения ОП  допускается при условии готовности обучающегося к ее освоению. Решение об освоении обучающимся сокращенной предпрофессиональной ОП «Скрипка»  принимается  педагогическим советом при наличии соответствующего заявления от родителей (законных представителей) обучающегося.

Имеющиеся у ребенка знания, умения и навыки, приобретенные им за пределами Школы, а также наличие у него творческих и интеллектуальных способностей, а при необходимости и физических данных, могут позволить ему:

- приступить к освоению предпрофессиональной программы не с первого года ее реализации (поступления в Школу не в первый, а в другие классы, за исключением выпускного);

- перейти на сокращенную предпрофессиональную программу в результате достижения высоких результатов освоения пройденного учебного материала при обучении либо по предпрофессиональной, либо по общеразвивающей программе.

          Школа имеет право реализовывать ОП «Скрипка»  по индивидуальным учебным планам при условии освоения обучающимся объема знаний, приобретения умений и навыков, предусмотренных ФГТ. Реализация учебного процесса по индивидуальному учебному плану может осуществляться в следующих случаях:

- наличие у обучающегося творческой и интеллектуальной одаренности, проявление которой связано с постоянным участием в творческих мероприятиях (конкурсах, концертах, олимпиадах и др.), что подтверждает возможность освоения учебных предметов в индивидуальном режиме;

- наличие у обучающегося медицинских показаний, предусматривающих иной режим посещения учебных занятий, нежели режим, установленный общим расписанием.

         При приеме на обучение по ОП  «Скрипка» Школа  проводит индивидуальный  отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано).

          Зачисление детей  в Школу на обучение по ОП «Скрипка»  осуществляется по результатам их отбора. Правила приёма и проведения индивидуального отбора детей разработаны   Школой самостоятельно,  в соответствии с Рекомендациями Министерства культуры РФ, и закреплены в Уставе Школы.

В образовательной деятельности Школа создаёт комфортные условия для творческого развития,  духовно-нравственного воспитания обучающихся, совершенствования  учебного процесса,  делая его  эффективным, обеспечивающим    возможность:

- выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

- организации творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

- продуктивной  самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

- эффективного управления Школой.

Реализация ОП «Скрипка»обеспечена учебно-методическойдокументациейповсем учебнымпредметам, доступомкаждого учащегосяк библиотечным фондамифондам фонотеки, аудио-и видеозаписей,сформированным  пополному перечнюучебныхпредметов учебногоплана.В образовательном процессе используются учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио-, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы, перечень которых содержится  в программах учебных предметов.

Материально-техническая  база  школы   соответствуют  нормативным  требованиям,  предъявляемым  к ДШИ,  и полностью  обеспечивает    реализацию  ОП «Скрипка», возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ, 

Школа находится в трёхэтажном здании, построенном  по специальному проекту, общей площадью 2368,2 м2.  Учебные аудитории, предназначенные для  индивидуальных, групповых и мелкогрупповых  занятий по учебным предметам ОП «Скрипка»:  «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль», «Концертмейстерский класс», «Хоровой класс», «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки»,  репетиционные и экзаменационные аудитории оснащены фортепиано,  концертными  роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены  наглядными пособиями.

На сцене концертного зала Школы , площадью 206,4м2 , установлен концертный рояль «Блютнер», две акустических системы JBLSRX715, процессор эффектов. Зал оснащён видео-проекторным оборудованием, промышленной сплит системой. 

Для обеспечения полноценного образовательного процесса, его комфортности и безопасности, здание школы оборудовано системами видеонаблюдения, оповещения и эвакуации, кондиционирования, приточно-вентиляционной системой, противопожарной и охранной сигнализацией; имеется хранилище для музыкальных инструментов. Все помещения школы соответствуют  санитарным нормам и правилам по устройству и содержанию образовательных учреждений,  правилам пожарной безопасности, правилам техники безопасности и охраны труда.

В Школе имеются все  условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

 В целях качественного  учебно-методического  и  информационного 

обеспечения в Школе функционируют библиотека и читальный зал, оснащённый фортепиано, учебной мебелью, интерактивной доской. Библиотечное  обеспечение  является  необходимым  условием  эффективности организации учебного процесса. Основным источником учебной информации является фонд учебной, нотной и учебно-методической литературы. Основные  задачи  школьной  библиотеки  -   оперативное

библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание обучающихся, преподавателей в соответствии с запросами, обеспечение образовательного процесса через комплектование и сохранение нотного и методического фонда,  а  также  приведение  школьного  библиотечного  фонда  в  соответствие  с ФГТ и условиями реализации дополнительных предпрофессиональных и  общеразвивающих  общеобразовательных  программ  в  области  искусств. Библиотечный фондШколыукомплектован  печатными и электронными изданиями основнойи дополнительнойучебнойиучебно- методическойлитературыповсемучебнымпредметам, изданиями музыкальных произведенийпециальнымихрестоматийнымиизданиями и др. в объеме,соответствующемтребованиям ОП«Скрипка», учебнойлитературойпоучебнымпредметампредметной области«Теорияи история музыки». Помимоучебной литературы библиотечный фонд включает в достаточном количестве официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

Состав педагогических кадров, обеспечивающих реализацию  ОП  «Скрипка»   -  3 преподавателя,     из которых  1преподаватель имеет   высшее профессиональное образование соответствующеепрофилю преподаваемых учебных предметов и высшую квалификационную категорию,    2 преподавателя имеют  среднее специальное образование, I квалификационную категорию и  стаж практической работы более 30 лет.

          Учебныйгод дляпедагогическихработниковсоставляет44недели, изкоторых32-33недели-реализация аудиторныхзанятий,2-3недели- проведение консультацийиэкзаменов,востальное время деятельность педагогических работников направленана выполнение муниципального задания, методической, творческой , культурно-просветительской работы, атакже профессиональный рост.  Непрерывность профессиональногоразвитияпедагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональныхОПвобъеменеменее72-хчасов, не режечем один разв тригодавОУ,имеющихлицензию наосуществлениеобразовательной деятельности. Творческая, методическая, культурно-просветительская работа  планируется и осуществляется преподавателями во внеаудиторное время.

Школа  создает условиядля взаимодействиясдругимиОУ, реализующимиОПв областимузыкального искусства, в томчисле ипрофессиональными,с целью обеспечения возможностивосполнениянедостающихкадровых ресурсов,ведения методической работы, получения консультацийповопросам реализациипрограммы«Скрипка», использованияпередовых педагогическихтехнологий.

Обучение  в Школе  по учебным предметам ОП «Скрипка  осуществляется  на русском языке, целью обеспечения преемственности в реализации ОП с программами среднего профессионального и высшего образования.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОП «СКРИПКА»

Минимум содержания ОП «Скрипка» должен обеспечить  целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Результатом освоения ОП «Скрипка»  является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 в области музыкального исполнительства:

 

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений,  музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;  читать  с листа несложные музыкальные произведения; подбирать  по слуху, импровизировать  и сочинять  в простых формах;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей,  преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения создавать  художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

 

 - знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических  музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при исполнении  музыкальных произведений на инструменте;

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Результатом освоения ОП «Скрипка» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 2.1. предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

- знания основного скрипичного репертуара;  

-знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

в области теории и истории музыки:

- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с  объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);

- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

- навыков восприятия современной музыки.

          Ожидаемые результаты освоения ОП «Скрипка» по учебным предметам обязательной части::

 Специальность и чтение с листа:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание в соответствии с программными требованиями скрипичного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

-  знание художественно-исполнительских возможностей скрипки;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

Ансамбль:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;

- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

 Хоровой класс:

-знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

- знание профессиональной терминологии;

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

  Сольфеджио:

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

- первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

 Слушание музыки:

- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения

- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

 Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

- знание профессиональной музыкальной терминологии;

- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; 

- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

 Элементарная теория музыки:

-  знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

- первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с  объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОП «СКРИПКА»

Для реализации ОП «Скрипка» Школой разработаны  учебные планы:

- Учебный план по дополнительной   предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Скрипка»   - срок обучения 8 лет.  (Приложение №1)

- Рабочий учебный план дополнительной   предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Скрипка», разрабатываемый Школой на  текущий  учебный год,  на основании  учебного плана «Скрипка»  (Приложение №2)

Учебные планы являются частью   ОП  «Скрипка»,  отражают структуру ОП «Скрипка», определяют  содержание и организацию образовательного процесса в Школе  с учетом:

- обеспечения преемственности ОП в области  искусств и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств;

- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;

- индивидуального творческого развития детей;

- социально-культурных особенностей донского региона.

Учебные планы разработаны с учетом графика образовательного процесса по реализуемой  ОП «Скрипка»   и срокам  обучения.

Учебный план ОП «Скрипка»  определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).

Учебный план ОП  «Скрипка» предусматривает  следующие предметные области и разделы:

1.ПО.01. Музыкальное исполнительство;

2.ПО.02 Теория и история музыки

3.В.00. Вариативная часть

4. К.03.00.Коннсультации;

5. А.04.00.Аттестация:

6. ПА.04.01. Промежуточная аттестация;

 7.ИА.04.02 Итоговая аттестация.

Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов, наименования которых имеются  в  учебном плане Школы  по дополнительной   предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Скрипка»   и рабочем учебном  плане ОП «Скрипка».

ПриреализацииОП«Скрипка» сосрокомобучения8лет общийобъемаудиторнойучебнойнагрузкиобязательнойчастисоставляет 1776,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам(УП):

ПО.01.Музыкальноеисполнительство:УП.01.Специальность ичтениес листа-592часа,УП.02.Ансамбль -132часа,УП.04.Хоровойкласс–345,5часа.

ПО.02.Теорияиисториямузыки:УП.01.Сольфеджио -378,5часа, УП.02.Слушаниемузыки-98часовП.03.Музыкальная литература (зарубежная,отечественная)-181,5часа.

При реализации программы «Скрипка»  с дополнительнымгодом обученияобщийобъемаудиторнойучебнойнагрузкиобязательной части составляет2073,5часа,в томчислепопредметнымобластямО)и учебным предметам(УП):

ПО.01.Музыкальноеисполнительство:УП.01.Специальность ичтениес листа-691час,УП.02.Ансамбль –198часов,УП.04.Хоровойкласс–345,5часа;

ОП.02.Теорияиисториямузыки:УП.01.Сольфеджио -428часов, УП.02.Слушаниемузыки-98часов,УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)-231час,УП.04.Элементарнаятеориямузыки–33часа.

Вариативная часть учебного плана  дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются Школой  самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый Школой  на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.

При формировании  вариативной части, а также введении в данный раздел перечня учебных предметов,  индивидуальных занятий,  Школа учитывает  имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников, целесообразность введения того или иного учебного предмета для достижения поставленных ОП целей предпрофессионального образования детей,  наличие специалистов, а также  исторические, национальные и региональные традиции в области музыкального искусства.

При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности, а также  параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования.

  При этом объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной  учебной нагрузки по всем учебным предметам учебного плана  - 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях Школы).

Консультации проводятсясцельюподготовкиобучающихся к контрольным урокам,зачетам,экзаменам,творческимконкурсамидругим мероприятиям поусмотрениюшколы.Консультациимогутпроводиться рассредоточеноиливсчетрезерваучебноговременивобъеме158часовпри реализацииобразовательнойпрограммысосрокомобучения8лети184часа приреализацииобразовательнойпрограммысдополнительным годом обучения.РезервучебноговремениустанавливаетсяШколой из расчета однойнеделивучебномгоду.Вслучае,есликонсультации проводятся рассредоточено, резервучебноговременииспользуетсянасамостоятельную работуобучающихсяиметодическуюработупреподавателей. Резерв учебноговремениможноиспользовать какпередпромежуточной (экзаменационной) аттестацией,такипослеееокончаниясцелью обеспечениясамостоятельной работойобучающихсянапериодлетних каникул. Реализация минимума содержания ОП  предусматривает проведение учебныхзанятийв различныхформатахобразовательнойдеятельности. Изучениеучебныхпредметов учебногопланаипроведение консультацийосуществляетсякаквформеиндивидуальныхзанятий, такивформемелкогрупповых занятий(численностьюот4до10 человек,поансамблевым учебнымпредметам—от2-хчеловек)и групповыхзанятий(численностьюот11человек).

  

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы «Скрипка» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.

ОП  «Скрипка» обеспечена  учебно-методической документацией по всем учебным предметам. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности Школы.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

При реализации ОП «Скрипка»  Учебный план  предусматривает  работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:

- по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;

- по учебным предметам «Концертмейстерский класс» и «Ансамбль» - от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени;

 

4. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

       В соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации, а также срокам реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств,  график образовательного процесса является частью данных программ.

  График образовательного процесса Школы определяет его организацию и отражает: срок реализации ОП «Скрипка», бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, время, а также сводные данные по бюджету времени.

 В Графике образовательного процесса Школы указаны: наименование Школы, наименование ОП «Скрипка», срок обучения, (8 лет), дата утверждения графика   с подписью директора Школы, заверенная печатью Школы.  График образовательного процесса  согласован с учредителем.

 График образовательного процесса разработан с учётом ФГТ, согласно которым:

- учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные настоящим графиком учебного процесса и учебными планами

-  продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Скрипка» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

- в учебном году предусматриваются каникулы объемом  не менее 4 недель  в первом классе для обучающихся по ОП  со сроком обучения 8(9) лет установлены  дополнительные недельные каникулы; летние каникулы устанавливаются в объеме 12–13 недель, за исключением последнего года обучения; осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, предусмотренные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в общеобразовательных школах Железнодорожного района и составляют 30 дней.

 В связи с ежегодными изменениями сроков каникул в общеобразовательных школах Железнодорожного района, даты каникул уточняются и вносятся  в график образовательного процесса Школы.

 Резерв учебного времени, предусмотренный ФГТ, может использоваться как на подготовку обучающихся к промежуточной (экзаменационной) аттестации, так и на проведение консультаций. Проведение консультаций, как в полном, так и частичном объеме времени, предусмотренном на данные цели ФГТ, отражается  в рабочем учебном плане  Школы (вместо резервной недели указывается «консультации» с указанием объема аудиторных занятий и класса обучения).

                                                        

 

5. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ  ОП «СКРИПКА».

Программы по каждому учебному  предмету ОП «Скрипка» разработаны  Школой на основании   ФГТ, Рекомендаций по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных  общеобразовательных программ в области искусств Министерства культуры Российской Федерации.  Также, при разработке программ  использовались примерные программы учебных предметов под редакцией  И.Е.Домогацкой, генерального директора Института развития образования в сфере культуры и искусства,  кандидата педагогических наук.

Программы учебных предметов являются частью предпрофессиональных и общеразвивающих программ.

Программы учебных предметов разработаны преподавателями Школы, прошли необходимые процедуры  обсуждения и рассмотрения  на заседаниях отделений  и методического совета Школы,   приняты педагогическим советом Школы и утверждены приказом директора Школы.

Программы  учебных  предметов содержат рекомендуемую структуру и разделы; каждая программа имеет две рецензии педагогических работников  среднего профессионального или   высшего образования в области искусств и преподавателей других ДШИ города Ростова-на-Дону, имеющих высшие категории.

   Программы учебных предметов обязательной части ОП «Скрипка»:

Учебный предмет Разработчики Год выпуска

Обязательная часть. ПО.01. Музыкальное исполнительство

 

ПО.01.УП.01.

Специальность и чтение с листа

Сагинова Л.В., Дриго Т.В.

Шевелев А.В.

2014

ПО.01,УП.02.

Ансамбль

Сагинова Л.В.,Дриго Т.В,

2014

ПО.01,УП.04.

Хоровой класс

Зубко Н.В. 2014
Обязательная часть   ПО.02.  Теория и история музыки

ПО.02.УП.01.

Сольфеджио

Червинская Н.В. 2014

ПО.02.УП.02.

Слушание музыки

Червинска Н.В. 2014

ПО.02.УП.03.

Музыкальная литература

( зарубежная, отечественная)

 Акопова А.Ю., Червинская Н.В. 2014
 В.00. Вариативная часть

В.01.УП.01.

Беседы об искусстве

Позюбан С.А. 2014г

В.01.УП.02.

Элементарная теория музыки

Червинская Н.В.  2014г

 

6. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ  ОЦЕНОК РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОП «ФОРТЕПИАНО»  ОБУЧАЮЩИМИСЯ.

            Школа самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся

Оценка качества реализации ОП «Скрипка» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

-уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

      

     Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором полугодии – по каждому учебному предмету. По решению Школы оценка результатов учебной деятельности обучающихся по дисциплинам учебного плана  «Специальность и чтение с листа», «Сольфеджио», Музыкальная литература» осуществляется  по окончании четверти.

Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урокКонтрольные уроки, зачёты и экзамены проходят в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце четвертей и (или) полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

Реализация образовательных программ в области искусств предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению Школы  Консультации могут проводиться рассредоточенно или в счет резерва учебного времени образовательного учреждения в объеме, установленном ФГТ.

В соответствии с ФГТ экзамены, контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, просмотров, письменных работ, устных опросов.

При проведении промежуточной аттестации обучающихся рекомендуется устанавливать не более четырех экзаменов и шести зачетов в учебном году.

 

По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация обучающихся проводится в форме экзамена в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации или зачета в рамках промежуточной аттестации с обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

 

В качестве средств текущего контроля успеваемости в Школе  проводятся контрольные уроки, включающие устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

С целью обеспечения подготовки обучающихся к промежуточной (экзаменационной) аттестации путем проведения консультаций по соответствующим учебным предметам, рекомендуется в учебном году использовать резервное время после окончания учебных занятий.

Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения регламентирует разработанный  Школой, на основании ФГТ, «Рекомендаций Министерства культуры РФ по организации промежуточной аттестации обучающихся в ДШИ при реализации предпрофессиональных программ в области искусств», локальный нормативный акт «Положение о текущем контроле и проведении промежуточной аттестации МБОУ ДОД ДШИ №3 имени М.И.Глинки», принятый педагогическим советом и утверждённый директором Школы.

        Освоениеобучающимисядополнительной предпрофессиональной общеобразовательной  программы  в   области  музыкального  искусства «Скрипка», завершаетсяитоговойаттестациейобучающихся, проводимой Школой в соответствии с «Положением о  порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам МБОУ ДОД ДШИ №3 имени М.И.Глинки города Ростова-на-Дону», определяющим требования и содержание итоговой аттестации, критерии оценок, в соответствии с ФГТ,   Рекомендациями Министерства культуры РФ (2013г.) по проведению итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств

          Целью итоговой аттестации является контроль (оценка) освоения выпускниками предпрофессиональных программ в соответствии с ФГТ.

Итоговая аттестация проводится для всех выпускников Школы,  , освоивших ОП «Скрипка» в полном объеме, прошедших промежуточную аттестацию по всем учебным предметам учебного плана и допущенных в текущем году на основании приказа директора Школы  к итоговой аттестации.

Итоговаяаттестацияпроводитсяв формевыпускныхэкзаменов

по учебным предметам : «Специальность и чтение с листа», «Сольфеджио»,

«Музыкальнаялитература». По  итогам  выпускного  экзамена  выставляется  оценка  «отлично», «хорошо»,«удовлетворительно»,«неудовлетворительно». Временной интервалмеждувыпускными экзаменамидолженбытьнеменеетрех календарныхдней.

По окончании итоговой аттестации Школа  выдаёт  выпускникам соответствующее свидетельство по форме, единой на территории всей

страны ,  установленной  Минкультуры России, что предусмотрено  нормой Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

Критерииоценок дляразличныхформ аттестации:

Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации разработаны Школой ,  с учетом не ниже установленного ФГТ уровня к минимуму содержания ОП «Скрипка».

Критерии оценки качества подготовки обучающегося по учебным предметам разработаны с учётом возможности  :

- определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;

- оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- оценить обоснованность изложения ответа.

  Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно),.Результаты итоговой аттестации выставляются по пятибалльной шкале и заносятся в свидетельство об освоении предпрофессиональной программы.

Оценка«5»(отлично)выставляетсяприисчерпывающем выполнении поставленнойзадачи,забезупречноеисполнение выпускной программы (задания)втомслучае,если программа  исполнена ярко и выразительно,  убедительно и законченно по форме, проявленоиндивидуальное отношениекматериалудлядостижения наиболееубедительноговоплощенияхудожественного замысла,выявлено свободноевладениематериалом, объёмзнанийсоответствует программным требованиям.

Оценка«4»(хорошо)выставляетсяпридостаточнополномвыполнении поставленной задачи(вцелом),захорошееисполнениезадания,томслучае, когдаученикомдемонстрируется достаточноепониманиематериала, проявленоиндивидуальное отношение,однакодопущенынебольшие техническиеистилистические неточности.Допускаютсянебольшие погрешностине разрушающие  целостность выполненного  задания. Учащийсявцеломобнаружилпониманиематериала.

Оценка«3»(удовлетворительно) выставляетсяпридемонстрировании достаточногоминимумависполнениипоставленнойзадачи,когдаучащийсядемонстрируетограниченность своихвозможностей,неяркое,необразное исполнение      элементов  задания.  Требования  выполнены  с  большими неточностями          и    ошибками,    слабо    проявляется    осмысленное    и индивидуальное отношение,учащийсяпоказываетнедостаточноевладение техническими приемами.Выявленнеполныйобъёмзнаний,пробелыв усвоенииотдельныхтем.

Оценка«2»(неудовлетворительно) выставляетсяприотсутствии выполненияминимальногообъема поставленнойзадачи. Выставляется  за грубыетехнические ошибкииплохоевладениематериалом. Выявлены значительныепробелыв усвоениитемы.

Зачет(безоценки) отражаетдостаточныйуровеньподготовкии исполнениянаданномэтапеобучения,соответствующий программным требованиям.

    По учебным предметам, выносимым на итоговую аттестацию обучающихся (выпускные экзамены), в выпускном классе по окончании учебного года по данным предметам применяется в качестве формы промежуточной аттестации зачет с выставлением оценки, которая будет отражена в свидетельстве об окончании образовательного учреждения.

Для аттестации обучающихся Школой  разрабатываются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные обучающимися знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств утверждаются методическим советом образовательного учреждения.

Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам ОП «Скрипка»,  ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных обучающимися знаний, умений, навыков и призваныобеспечивать оценкукачества приобретенных выпускниками знаний, уменийнавыков  и степень готовностивыпускниковквозможному продолжениюпрофессионального образования вобласти музыкальногоискусства.

По окончании каждой четверти учебногогода, какправило, оценки выставляются покаждомуучебномупредмету.

7.ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ

И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Программа, творческой,     культурно-просветительской, методической  деятельности Школы являетсясоставнойчастьюобразовательной программыШколы. Данные виды деятельности осуществляют  преподаватели,  концертмейстеры и учащиеся под их руководством.        Внастоящее время,  с началом реализации   дополнительной  предпрофессиональнойобщеобразовательнойпрограммывобластимузыкального  искусства «Скрипка»,  вовсехмероприятияхнастоящей Программыпринимаютучастие как учащиеся, обучающиеся по ОП «Скрипка», так и обучающиеся подополнительным программам художественно-эстетической направленности,

Содержание учебно-воспитательного процесса последовательно и подчинено определенной цели, достигаемой во многом через наращивание  исполнительских, других творческих навыков и знаний.

Просветительские задачи становятся частью данного процесса, что повышает  его эффективность. Учитывая же, что просветительская деятельность осуществляется во внеаудиторное  время, то усиливается интеграция учебного процесса с внеклассными и внешкольными формами педагогической работы. В отношении состава участников такой просветительской деятельности также существуют положительные стороны. Так, обучающиеся являются самым  массовым  объединением подрастающего поколения в социуме. Более того, в условиях Школы существует возможность довольно долго сохранять  устойчивость творческого коллектива,  участников-солистов   через привлечение одних и тех же учебных подразделений (исполнительский класс преподавателя, учебная группа, творческий коллектив) к просветительству.

Задачи творческой   и культурно-просветительская деятельности Школы :

 повышениекачествадополнительного образования детей в области искусств;

- выявлениеиразвитие одаренных детей в области музыкального  искусства, развитие творческих способностей обучающихся;

созданиеэффективнойсистемывзаимодействияи  сотрудничества     с образовательнымиучреждениямидополнительного образованиядетей, образовательными учреждениямисреднегоивысшегопрофессионального образования, учреждениямикультурыгорода;

-  пропаганда среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, их приобщение к духовным ценностям.

Организация программытворческойдеятельностиосуществляется путемпроведения различногородатворческихмероприятий и включает:

- участие в конкурсах различного уровня (школьного, районного,

городского,областного,регионального,всероссийскогои международного);

-участиев  деятельности творческихколлективов Школы;
- участие в концертах различного уровня ( школьных, городских, районных)

Культурно-просветительская и творческая деятельностьучащихсяосуществляется черезучастиевфестивалях,олимпиадах,мастер-классах итворческих вечерах,черезпосещения учащимисяучреждений культуры(филармоний, выставочных   и  концертных  залов,  театров,  музеев  и  др.),  а  также организацию    культурно-просветительской деятельностисовместнос другими  детскими школами  искусств и образовательнымиучреждениями среднегопрофессиональногоивысшегопрофессионального образования, реализующимиосновныепрофессиональные образовательныепрограммыв областимузыкальногоискусстваидругимисоциальнымипартнерами.

          С целью реализации творческой и культурно-просветительной деятельности в Школе  созданы детские   учебные творческие коллективы (учебные  ансамбли, хоровые коллективы),   в которых обучающиеся по ОП «Скрипка» получают навыки коллективного музицирования,  в составе которых они принимают участие в культурно- просветительской деятельности Школы.

Деятельность учебных творческих коллективов может осуществляться как в рамках учебного времени, так и за его пределами (например, в каникулярное время).

Значительную долю  культурно-просветительской деятельности учащихся Школы составляют концерты в библиотеках города, на городских площадках, в общеобразовательных школах, дворовых клубах. также в мероприятиях  совместно с другими детскими музыкальными школами города. Учащиеся струнного отделения Школы  имеют возможность выступлений во всех мероприятиях различного уровня.

 Особое значение  коллектив Школы придаёт спектаклям, концертам, мастер-классам в рамках благотворительной деятельности, осуществляемой в учреждениях государственного детей воспитания, здравоохранения и социальной защиты населения.

          На отделении «Скрипка» действует устойчивая, работоспособная система методической службы.  В любом звене данной системы есть возможности у каждого преподавателя, каждого учащегося  для  проявления их  творческих способностей, для самореализации, что особенно отличает преподавательский коллектив отделения. Стабильность данной системы даёт возможность применять различные формы методической работы, что делает её  эффективной  и для преподавателей, и для обучающихся.

При реализации ОП «Скрипка»   методическая работа направлена на совершенствование методического  обеспечения ОП,  образовательного процесса (в том числе – образовательных программ, форм и методов обучения);   с учетом развития творческой индивидуальности обучающегося, на формирование  у учащихся навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом, учебной  литературой ибиблиотечными архивами.  Кромеэтого,впрограммуметодической деятельностивходит подготовка учащихся к участию в методико-исполнительских семинарах, мастер-классах,  воспитательных проектах,  к выступлениям на творческих встречах в Клубе отделения  «Чарующие звуки скрипки» вразличных формах(вкачестведокладчика, лектора, ведущего, исполнителя-иллюстратора,  вкачествеслушателя и т.д).

Методический ресурс струнного отделения  составляют: настоящая образовательная программа,   рабочие образовательные программы по учебным предметам, учебный план, график образовательного процесса, методические разработки, методические рекомендации, сборники педагогического репертуара, пособия, сценарии, аудио и видео материалы и др.

Методические разработки представляют собой  изучение передового, обобщение    личного педагогического опыта, выявляют и решают проблемы обучения детей. Методические работы находятся в методических кабинетах учебно-методических отделений Школы в открытом доступе и  могут быть использованыпреподавателями в  педагогической практике  в качестве основного и дополнительного материала.

Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности разрабатывается струнным отделением   на текущий учебный год и находит отражение в соответствующих разделах годовой  Программы деятельности Школы

Требования к методической работе, порядок оценки ее результатов определяются Уставом  и локальным нормативным  актом   Школы о деятельности учебно-методических отделений.

                                                                                                 

                                                                                                                                                                                              

 

Версия для слабовидящих

  • Фортепиано
  • Скрипка
  • Народные инструменты
  • Духовые и ударные инструменты
  • Народное сольное пение
  • Академическое сольное пение
  • Эстрадно джазовое сольное пение
  • Изобразительное искусство
  • Хореографическое искусство