ocenka_kachestva

Управление культуры города Ростова-на-Дону

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств № 3 им. М.И. Глинки города Ростова-на-Дону

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

 

ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ПО.01.УП.01. ТРОМБОН

 

 

 

 

Срок обучения 8 (9) лет

Ростов-на-Дону

2016

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

МБУ ДО ДШИ № 3

им. М.И. Глинки

«22» июня 2016 г.

(Протокол № 4)

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБУ ДО ДШИ № 3

им. М.И. Глинки

«23» июня 2016 г.

(протокол № 6)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДШИ

№ 3 им. М.И. Глинки

___________ М.П. Алпатов

Приказ № 45-1/ОД

«24» июня 2016 г.

Разработчик: И.М. Федюнин, преподаватель МБУ ДО ДШИ № 3 им. М.И. Глинки, Заслуженный деятель ВМО

Рецензенты: А.А. Снапков, доцент Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова

                      Ф.А. Ревенко, доцент Ростовской государственной консерватории  им. С. В. Рахманинова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

I        Пояснительная записка                                                                 

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

   учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

II       Содержание учебного предмета                                                    

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III     Требования к уровню подготовки обучающихся                      

IV      Формы и методы контроля, система оценок                              

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

- Критерии оценки;

 

V       Методическое обеспечение учебного процесса                           

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI      Списки рекомендуемой нотной и методической литературы  

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы;

 

I.    Пояснительная записка

 

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «тромбон», далее – «Специальность (тромбон)» разработана  на  основе примерной программы, рекомендованной Министерством культуры Российской Федерации  (разработчик: А.Г. Сухих, преподаватель Государственного музыкального училища эстрадного и джазового искусства (техникума), заслуженный артист Российской Федерации, под главной редакцией И.Е. Домогацкой, генерального директора Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидата педагогических наук. Москва, 2013 г.) и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  музыкального  искусства  «Духовые и ударные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (тромбон)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на тромбоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателями.

Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (тромбон)», а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (тромбон)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте

с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (тромбон)»:

                                                                                                   Таблица 1

Срок обучения 8 лет 9 лет

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)

1316 1530,5

Количество

часов на аудиторные занятия

559 641,5
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 757 889

 

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока -  45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (тромбон)»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области духового исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

 

Задачи:

- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на тромбоне в пределах программы учебного предмета;

- овладение основными исполнительскими навыками игры на тромбоне, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;

- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

- формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (тромбон)».

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядно-слуховой     (показ,     наблюдение,     демонстрация     приемов игры на тромбоне);

- практический (работа на инструменте, упражнения);

- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных  вариантов показа);

-объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика с последующим комментарием);

-репродуктивный (повторение учеником исполненных учителем упражнений, сложных мест, музыкального материала);

-метод проблемного изложения (педагог ставит  и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

-исследовательский (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи);

-метод «забегания» вперед (позволяет настроить учащихся на постижение новых знаний);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

          Индивидуальный    метод    обучения    позволяет    найти    более    точный    и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках данной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях исполнительства на духовых инструментах.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

При реализации программы «Специальность (тромбон)» необходимо наличие концертного зала, библиотеки и фонотеки. Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, освещение и хорошо проветриваться. Должна быть обеспечена ежедневная уборка учебной аудитории.

В классе необходимо иметь пюпитр, который можно легко приспособить к любому росту ученика, фортепиано.

  1. II.  Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (тромбон)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Срок обучения – 8 (9) лет 

  Распределение по годам обучения
Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Продолжительность учебных занятий

(в неделю)

32 33 33 33 33 33 33 33 33
Количество часов на аудиторные занятия в неделю 2 2 2 2 2 2 2,5 2,5 2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия

559 82,5
641,5
Количество часов на самостоятельные занятия в неделю 2 2 2 3 3 3 4 4 4

Общее количество

часов на самостоятельные занятия по годам

64 66 66 99 99 99 132 132 132

Общее количество

часов на самостоятельные занятия

757 132
889
Максимальное количество часов занятий в неделю 4 4 4 5 5 5 6,5 6,5 6,5
Общее максимальное количество часов по годам 128 132 132 165 165 165 214,5 214,5 214,5
Общее максимальное количество часов на весь период обучения 1316 214,5
1530,5

                                                                                                 

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение   учреждений   культуры    (филармоний,    театров,    концертных
залов и др.);

- участие     обучающихся    в    концертах,     творческих    мероприятиях    и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

 

  1. Годовые требования по классам

Срок обучения 8  (9) лет

Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по 8 (9) программе,  должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога -  выполнение  учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить  его к  поступлению в среднее специальное учебное заведение.

Первый класс (2 часа в  неделю)           

        В течение первых 3-х лет обучения рекомендуется проводить занятия на корнете. Учащийся должен ознакомиться с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.

              Работа над положением корпуса, головы, рук, постановкой губного аппарата, первоначальным звукоизвлечением, постановкой исполнительского дыхания. Извлечение натуральных звуков: «до», «соль» первой октавы, «до» второй октавы. Ознакомление с понятием атака звука. Работа над штрихами деташе, легато. Овладение звуками диатонического звукоряда от соль малой октавы до «ре», «ми» второй октавы. Понятие о твердой и мягкой атаке звука. Практическое овладение навыками исполнения интервалов: секунда, терция, кварта, квинта.

          В течение первого года обучения ученик должен пройти:

ГаммыДо, Си бемоль, Ре мажор и ля минор в одну октаву, целыми и половинными длительностями в медленном темпе, тонические трезвучия в прямом движении.

  • 10-15 песен-прибауток (в зависимости от возраста учащегося возможно пропустить этот этап обучения);
  • упражнения, направленные на освоение различных дыхательных упражнениях;
  • 2-3 этюда;
  • 10-15 небольших пьес различного характера.

Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.

Примерные репертуарные списки:

Упражнения и этюды:

В.Блажевич «Школа для раздвижного тромбона» № 1 – 13

А.Бамбула «Тромбон» № 1 – 16

М.Зейналов, А.Седракян «Школа игры на тромбоне» № 1 – 14

 

Пьесы:

П. Лоуренс «70 мелодий для тромбона»

«Во поле березка стояла» Русская народная песня

Тема из 9 симфонии Л.В.Бетховен

В.Блажевич «Школа для раздвижного тромбона»

«Гармонизация» Неймарк

М.Зейналов, А.Седракян «Школа игры на тромбоне»

Русская народная песня «Ходит зайка по саду»

Моцарт В.А. «Аллегретто»

Эрнесакс «Паровоз»

Красев М. «Елочка»

Русская народная песня «Журавель»

Русская народная песня «Ходила младешенька»

Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Русская народная песня «Не летай соловей»

Украинская народная песня «Веселые гуси»

Украинская народная песня «Лисичка»

Бетховен Л. «Торжественная песнь»

Кабалевский Д. «Маленькая полька»

Качурбина М. «Мишка с куклой»

Симонова «Маленький марш»

Моцарт В.А. «Маленький вальс»

Симонова «Полечка»

Чешская народная песня «Пастух»

Бетховен Л. «Волшебный цветок»

Брамс Й. «Петрушка»

Альберт  «Анданте»

Русская народная песня «Ходит зайка по саду»

Русская народная песня «Как под горкой»

Русская народная песня «На зеленом лугу»

Русская народная песня «Не летай соловей»

Н. Римский-Корсаков «Соловей Будимирович»

Украинская народная песня «Лисичка»

     Примерные программы промежуточной аттестации

1 вариант

Моцарт В.А. «Аллегретто»

Эрнесакс «Паровоз»

Кабалевский Д. «Маленькая полька»

Русская народная песня «Ходит зайка по саду»

2 вариант

Бетховен Л. «Тема из  симфонии № 9»

Моцарт В.А. «Маленький вальс»

Симонова «Маленький марш»

Русская народная песня «Не летай соловей»

3 вариант

Альберт  «Анданте»

Брамс Й. «Петрушка»

Симонова «Полечка»

Русская народная песня «Как под горкой»

Второй класс(2 часа в неделю)

Работа над дальнейшей стабилизацией постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата. Занятия постановки дыхания без инструмента.

          Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.

В течение второго года обучения ученик должен пройти:

Мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно. Арпеджио. Трезвучия (в умеренном темпе).

  • 5-6 упражнений;
  • 3-4 этюда;
  • 10-15 небольших пьес различного характера.

Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом

Примерные репертуарные списки

Упражнения и этюды:

В.Блажевич «Школа для раздвижного тромбона» № 1 – 13

А.Бамбула «Тромбон» № 1 – 16

М.Зейналов, А.Седракян «Школа игры на тромбоне» № 1 – 14

Пьесы:

П. Лоуренс «70 мелодий для тромбона»

«Во поле березка стояла» Русская народная песня

Тема из 9 симфонии Л.В.Бетховен

В.Блажевич «Школа для раздвижного тромбона»

«Гармонизация» Неймарк

М.Зейналов, А.Седракян «Школа игры на тромбоне»

Русская народная песня «Ходит зайка по саду»

Моцарт В.А. «Аллегретто»

Эрнесакс «Паровоз»

Красев М. «Елочка»

Русская народная песня «Журавель»

Русская народная песня «Ходила младешенька»

Русская народная песня «Не летай соловей»

Украинская народная песня «Веселые гуси»

Украинская народная песня «Лисичка»

Бетховен Л. «Торжественная песнь»

Кабалевский Д. «Маленькая полька»

Качурбина М. «Мишка с куклой»

Симонова «Маленький марш»

Моцарт В.А. «Маленький вальс»

Симонова «Полечка»

Чешская народная песня «Пастух»

Бетховен Л. «Волшебный цветок»

Брамс Й. «Петрушка»

Альберт  «Анданте»

Русская народная песня «Ходит зайка по саду»

Русская народная песня «Как под горкой»

Русская народная песня «На зеленом лугу»

Н. Римский-Корсаков «Соловей Будимирович»

Украинская народная песня «Лисичка»

Примерные программы промежуточной аттестации

1 вариант

Бетховен Л. «Волшебный цветок»

Брамс Й. «Петрушка»

Красев М. «Елочка»

Русская народная песня «На зеленом лугу»

2 вариант

Моцарт В.А. «Маленький вальс»

Бах И.С. «Полонез»

Чайковский П. «Грустная песенка»

Чешская народная песня «Пастух»

3 вариант

Бах И.С. «Менуэт из Сюиты для оркестра №2»

Гайдн Й. «Серенада»

Чайковский П. «Вальс из «Детского альбома»

Украинская народная песня «Веселые гуси»

Третий класс(2 часа в неделю)

Работа над дальнейшей стабилизацией исполнительского аппарата. Освоение более сложных ритмических рисунков.

          Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.

В течение второго года обучения ученик должен пройти:

Мажорные гаммы до трех знаков при ключе (басовый), хроматическую гамму. Арпеджио короткие и длинные. Дыхательные упражнения.

  • 3-4 этюда;
  • 10-12 пьес различных по характеру, стилю, жанру.

Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.

Примерные репертуарные списки:

Упражнения и этюды:

В.Блажевич «Школа для раздвижного тромбона» № 13 – 23

А. Бамбула «Тромбон» № 16 – 28

М. Зейналов, А.Седракян «Школа игры на тромбоне» № 15 – 24

В. Венгловский «Избранные этюды» № 1 - 5

В.Венгловский «Ежедневные упражнения для тромбона» № 1 - 4

Пьесы:

В.Блажевич «Школа для раздвижного тромбона»

«Русская песня Вологодской губернии» записана С.М.Ляпуновым

 «Песня» Боттегари

П.Лоуренс «70 мелодий для тромбона»

«Жизнь на океанской волне» Традиционная

П.И. Чайковский «Славянский марш»

М.Зейналов, А.Седракян «Школа игры на тромбоне»

Н. Римский-Корсаков «Ветер по морю гуляет»

Г.Ф. Телеман  «Ария»

Русская народная песня «Заиграй, моя волынка»

Немецкая народная песня  «Тки, дочка»

Бетховен Л.В.  «Прекрасный цветок»

Хороводная песня  «Во поле береза стояла»

В. Калинников «Тень-тень»

Р. Шуман «Мелодия»

А. Гедике «Плясовая»

Аноним  «Андантино»

Д. Кабалевский   «Про Петю»

А. Кригер «Аллегретто»

Д. Миллер «Менуэт»

Украинская народная песня  «Ой, джигуне, джигуне»

     Примерные программы промежуточной аттестации

1 вариант

Калинников В. «Тень-тень»

Аноним  «Андантино»

Боттегари «Песня»

Немецкая народная песня  «Тки, дочка»

2 вариант

Гедике А. «Плясовая»

Телеман  Г.Ф. «Ария»

Кабалевский   Д. «Про Петю»

Хороводная песня  «Во поле береза стояла»

3 вариант

Бетховен Л.В. «Прекрасный цветок»

Шуман Р. «Мелодия»

Миллер Д. «Менуэт»

Русская народная песня «Заиграй, моя волынка»

Четвертый класс (2 часа в неделю)

      Переход учащегося на тромбон. Постановка исполнительского аппарата. Знакомство с инструментом. Продолжение совершенствования исполнительского дыхания.         Работа над упражнениями, направленными на развитие губного аппарата (амбушюра) исполнителя.

          На четвёртом году обучения ученик должен пройти:

     Гаммы: Ми мажор, до-диез минор, Ля-бемоль мажор, фа минор, Си мажор, соль-диез минор (все в одну октаву). Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

  • 1-2 произведения крупной формы;           
  • 3-4 этюда  на различные виды техники;
  • 10-12 пьес различного характера, стиля, жанра.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерные репертуарные списки:

Упражнения и этюды:

В.Блажевич «Школа для раздвижного тромбона» № 24 – 31

А.Бамбула «Тромбон» № 104 – 110

В.Венгловский «Избранные этюды» № 6 - 12

В.Венгловский «Ежедневные упражнения для тромбона» № 5 – 10

Г.Страутман «100 этюдов для тромбона» 1 – 10

Блюм Этюды №10-18

Пьесы:

В.Блажевич «Школа для раздвижного тромбона»

П.И.Чайковский  «Русская песня» запись

А.Корелли  «Два отрывка из Чаконы 12 сонаты»

П.Лоуренс «70 мелодий для тромбона»

И.Штраус «Радецкий марш»

К.Сен-Санс «Слон» из Карнавала животных

М.Зейналов, А.Седракян «Школа игры на тромбоне»

 Ж.Б.Люлли «Менуэт»

Т.Салютринская «Рассказ»

«Чешская народная песня». Обработка Л. Мальтера

Ж.Люлли «Песенка»

Словацкая народная песня «Тыном-тыном»

В.Раннер «Менуэт»

Д.Шостакович «Хороший день»

Дж.Перголези «Песня»

Шведская народная песня

П.И.Чайковский «Песня менестрелей»

А.Хачатурян !Андантино»

В.А.Моцарт «Майская песня»

Л.Бетховен «Сурок»

М.Осокин «Фокусник»

П.Чайковский «Старинная французская песенка»

Примерные программы промежуточной аттестации

1 вариант

Люлли Ж.Б. «Менуэт»

Штраус И. «Радецкий марш»

Шостакович Д. «Хороший день»

Осокин М. «Фокусник»

2 вариант

Бетховен Л. «Сурок»

Перголези Дж. «Песня»

Чайковский П.И. «Песня менестрелей»

Словацкая народная песня «Тыном-тыном»

3 вариант

Штраус И. «Радецкий марш»

Моцарт В.А. «Майская песня»

Чайковский П. «Старинная французская песенка»

Хачатурян  А. «Андантино


Пятый класс (2 часа в неделю)

        В программе основное внимание уделяется работе над крупной формой.

          Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: разбора нотного текста, штрихов, работы над интонацией, мотивом, фразой, формой. Отработка технически сложных мест, в том числе,  путем вычленения технических эпизодов и превращения их в упражнения для более детальной работы над ними и т.д.

          В течение пятого года обучения ученик должен пройти:

      Мажорные и минорные гаммы до 4-х знаков в ключе в умеренном движении (восьмыми нотами) в диапазоне – от «ми» большой октавы до «ля» первой октавы.

  • 1-2 произведения крупной формы;
  • 2-3  этюда или  виртуозные пьесы на различные виды техники;
  • 4-7 пьес различного характера, стиля, жанра, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа.  Подбор по слуху. Игра оркестровых партий.

Примерные репертуарные списки:

Упражнения и этюды:

В. Венгловский «Избранные этюды» № 13 - 21

В. Венгловский «Ежедневные упражнения для тромбона» № 11 – 15

Г.Страутман «100 этюдов для тромбона» № 11 – 21

Б.Григорьев «Хрестоматия для тромбона» № 4 – 11

Блажевич Этюды №1-8

Пьесы:

В.Блажевич «Школа для раздвижного тромбона»

П.И. Чайковский «Ария» из оперы «Иоланта»

П.И. Чайковский «Песня Томского из оперы «Пиковая дама»

П.Лоуренс «70 мелодий для тромбона»

Элгар «Земля надежды и славы»

Д.Верди «Гранд-марш» из  оперы «Аида»

М.Зейналов, А.Седракян «Школа игры на тромбоне»

Л.Бетховен «Экосез»

А.Варламов «Красный сарафан»                                                      

В.Андрезен «Альбом ученика – тромбониста»

Русская народная песня «Эй, ухнем!»

И. Дунаевский «Песня Груши» из К/Ф «Вратарь»

Р.Шуман  «Веселый крестьянин»

А.Гречанинов «Мазурка»

А.Гречанинов «Игры в казаки разбойники»

Ж.Иштман «Два старинных Венгерских танца»

Т.Сусато «Рондо и сальтарелло»

Л.Бетховен «Походная песня»

И.Гайдн «Немецкий танец»

В.Моцарт «Менуэт»

Л.В.Бетховен  «Торжественная песнь»

Примерные программы промежуточной аттестации

1 вариант

Бетховен Л. «Экосез»

Моцарт В. «Менуэт»

Гречанинов А. «Мазурка»

Русская народная песня «Эй, ухнем!»

2 вариант

Гайдн И. «Немецкий танец»

Иштман Ж. «Два старинных Венгерских танца»

Сусато Т. «Рондо и сальтарелло»

Дунаевский И. «Песня Груши» из К/Ф «Вратарь»

3 вариант

Бетховен  Л.В. «Торжественная песнь»

Гречанинов А. «Игры в казаки разбойники»

Шуман  Р. «Веселый крестьянин»

Варламов А. «Красный сарафан»

 

 

Шестой класс (2 часа в  неделю)

           Совершенствование  всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и  художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности.

Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

Занятия постановки дыхания без инструмента.

В течение шестого года обучения ученик должен пройти: 

          Мажорные и минорные гаммы до 4-х знаков в ключе в умеренном движении (восьмыми нотами) в диапазоне – от «ми» большой октавы до «ля» первой октавы.

  • 1-2 произведения крупной формы;
  • 2-3  этюда или  виртуозные пьесы на различные виды техники;
  • 4-7 пьес различного характера, стиля, жанра, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.  Игра оркестровых партий.

Примерные репертуарные списки

Упражнения и этюды:

В. Венгловский «Избранные этюды» № 13 - 21

В. Венгловский «Ежедневные упражнения для тромбона» № 11 – 15

Г.Страутман «100 этюдов для тромбона» № 11 – 21

Б.Григорьев «Хрестоматия для тромбона» № 4 – 11

Блажевич Этюды №1-8

Пьесы:

В.Блажевич «Школа для раздвижного тромбона»

П.И. Чайковский «Ария» из оперы «Иоланта»

П.И. Чайковский «Песня Томского» из оперы «Пиковая дама»

П.Лоуренс «70 мелодий для тромбона»

Элгар «Земля надежды и славы»

Д.Верди «Гранд-марш» из оперы «Аида»

М.Зейналов, А.Седракян «Школа игры на тромбоне»

Л.Бетховен «Экосез»

А.Варламов «Красный сарафан»                                                      

В.Андрезен «Альбом ученика – тромбониста»

Русская народная песня «Эй, ухнем!»

И. Дунаевский «Песня Груши» из К/Ф «Вратарь»

Р.Шуман  «Веселый крестьянин»

А.Гречанинов «Мазурка»

А.Гречанинов «Игры в казаки разбойники»

Ж.Иштман «Два старинных Венгерских танца»

Т.Сусато «Рондо и сальтарелло»

Л.Бетховен «Походная песня»

И.Гайдн «Немецкий танец»

В.Моцарт «Менуэт»

Л.В.Бетховен  «Торжественная песнь»

Примерные программы промежуточной аттестации

1 вариант

Гайдн И. «Немецкий танец»

Бетховен  Л.В. «Торжественная песнь»

Гречанинов А. «Мазурка»

И. Дунаевский «Песня Груши» из К/Ф «Вратарь»

2 вариант

Сусато Т. «Рондо и сальтарелло»

Моцарт В. «Менуэт»

Гречанинов А. «Игры в казаки разбойники»

Шейн И. «Гальярда»

3 вариант

Бетховен Л. «Шотландская песня»

Шуман  Р. «Веселый крестьянин»

Варламов А. «Красный сарафан»

Мухатов Н. «В школу»

 

Седьмой класс (2,5 часа в неделю)

       Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить  в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности.

          Разнообразная по стилям, жанрам учебная  программа должна включать произведения на ранее освоенные приемы  игры, штрихи, их комбинированные варианты.

          Самостоятельная работа над произведением.

          В течение седьмого года обучения ученик должен пройти:

      Мажорные и минорные гаммы до 5-х знаков в ключе в умеренном движении (восьмыми нотами) в диапазоне – от «ми» большой октавы до «ля» первой октавы.

  • 1-2 произведения крупной формы;
  • 2-3  этюда или  виртуозные пьесы на различные виды техники;
  • 4-7 пьес различного характера, стиля, жанра, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа.  Подбор по слуху. Игра оркестровых партий.

Примерные репертуарные списки:

Упражнения и этюды:

В. Венгловский «Избранные этюды» № 13 - 21

В. Венгловский «Ежедневные упражнения для тромбона» № 11 – 15

Г.Страутман «100 этюдов для тромбона» № 11 – 21

Б.Григорьев «Хрестоматия для тромбона» № 4 – 11

Блажевич Этюды №1-8

Пьесы:

В.Блажевич «Школа для раздвижного тромбона»

П.И. Чайковский «Ария» из оперы «Иоланта»

П.И. Чайковский «Песня Томского» из оперы «Пиковая дама»

П.Лоуренс «70 мелодий для тромбона»

Элгар «Земля надежды и славы»

Д.Верди «Гранд-марш из оперы «Аида»

М.Зейналов, А.Седракян «Школа игры на тромбоне»

Л.Бетховен «Экосез»

А.Варламов «Красный сарафан»                                                      

В.Андрезен «Альбом ученика – тромбониста»

Русская народная песня «Эй, ухнем!»

И. Дунаевский «Песня Груши» из К/Ф «Вратарь»

Р.Шуман  «Веселый крестьянин»

А.Гречанинов «Мазурка»

А.Гречанинов «Игры в казаки разбойники»

Ж.Иштман «Два старинных Венгерских танца»

Т.Сусато «Рондо и сальтарелло»

Л.Бетховен «Походная песня»

И.Гайдн «Немецкий танец»

В.Моцарт «Менуэт»

Л.В.Бетховен  «Торжественная песнь»

Примерные программы промежуточной аттестации

1 вариант

Моцарт В.А. «Сонатина»

Глинка М. “Жаворонок”

Обер Д. «Жига»

Щелоков В. «Маленький марш»

2 вариант

Гайдн И. «Немецкий танец»

Бетховен Л. «Контрданс»

Римский-Корсаков Н. «Концерт»

Скрябин А. «Прелюдия»

3 вариант

Бетховен Л. «Сонатина»

Бах И.С. «Гавот»

Глинка М. «Попутная песня»

Раков Н. «Вокализ»

Восьмой класс  (2,5 часа в неделю)

           Главная задача, стоящая перед учащимися восьмого класса, - предоставить выпускную программу в максимально готовом, качественном виде. Перед выпускным экзаменом учащийся обыгрывает свою программу на зачетах, классных  вечерах, концертах.         

В течение восьмого года обучения ученик должен пройти:

      Мажорные и минорные  гаммы до 5 знаков в ключе в быстром движении (восьмыми нотами) в диапазоне – от «фа» большой октавы до «си бемоль» первой октавы.

  • 1-2 произведения крупной формы; 
  • 2-3 этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники - требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;
  • 4-5 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

          Чтение нот с листа. Подбор по слуху.  Игра оркестровых партий.

Примерные репертуарные списки:

Упражнения и этюды:

В.Венгловский «Избранные этюды» № 22 - 30

В.Венгловский «Ежедневные упражнения для тромбона» № 16 – 20

Г.Страутман «100 этюдов для тромбона» № 22 – 32

Б.Григорьев «Хрестоматия для тромбона» № 12 – 18

Блажевич. Этюды № 8-16

Пьесы:

В.Блажевич «Школа для раздвижного тромбона»

В.А.Моцарт «Песня»

И.С.Бах «Сарабанда» из Английской сюиты №3

Л.Бетховен «Вариации на тему из оперы «Красная шапочка»

М.Зейналов, А.Седракян «Школа игры на тромбоне»

И.С.Бах «Ария»

А.Хачатурян «Андантино»

В.А.Моцарт «Сонатина»

В.Андрезен «Альбом ученика – тромбониста»

В.Косенко «Скерцино»

П.И.Чайковский «Ариозо витязя» из кантаты «Москва»

Д.Россини «Тирольская песня»

Бах И.С.  Адажио из каприччо «На отъезд возлюбленного брата» (из сборника «12 старинных пьес» в переложении В.А.Гедике)

Сен-Санс К. «Каватина»

Блажевич В.  «Концерт для тромбона № 4, Ч.1.»

Куперен Ф. «Пастораль»

Е.Матей «Сарабанда»

А.Александров «Песенка»

В.А.Моцарт «Ария»

Л.Эрвелуа «Элегия»

Д.Шостакович «Колыбельная»

П.Маттезон «Сарабанда»

Л.Бетховен «Песня»

М.Равель «Павана»

И.С.Бах «Ария»

Д.Шостакович «Прелюдия»

Й. Гайдн «Аллегро»

Ж.Рамо «Менуэт»

Crepin «Historiette

Crepin A. «Le Gateau de Marie

 Gerard Billaudot Editor.

Crepin A. «Nuits Blanches» pour Saxophone et Piano

 Gerard Billaudot Editor

Ferran F. «Baghira»

Haendel G.F. Allegro

M.Mule, Les Classiques

Naulais J. «Pettite Suite Latine»

Vinci  L. «I Sonata»

ЯнгЛ. «Пятичасовой  джайв»  (Young L. «Jive At Five»)

Картер Б. «Легкие деньги» (CarterB. «EasyMoney»)

Хефти Н. «Проницательно»  (HeftiN. «Cute»)

Паркер Ч. «Мои замшевые башмачки»  (ParkerCh. «My Little Suede Shoes»)

БродбендА. «Неспрашивайпочему» (Broadbend A. «Don’t Ask Why»)

ЛьюисДж. «Джанго»  (Lewis J. «Django»)

Примерные программы итоговой аттестации

1 вариант

Бах И.С. «Ария»

Моцарт В.А. «Сонатина»

Гайдн Й. «Аллегро»

Crepin «Historiette

2 вариант

Бетховен Л. «Песня»

Куперен Ф. «Пастораль»

Блажевич В.  «Концерт для тромбона № 4, Ч.1.»

Crepin A. «Le Gateau de Marie»

3 вариант

Равель М. «Павана»

Моцарт В.А. «Ария»

Бетховен Л. «Вариации на тему из оперы «Красная шапочка»

GerardBillaudotEditor

         Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе.

Девятый класс (2,5 часа в неделю)

В девятом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.

Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником  музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте.

Подготовка к выпускному экзамену.

В течение девятого года обучения ученик должен продемонстрировать:

  • умение сыграть любую (минорную, мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д. в максимально возможном быстром темпе;

пройти:

  • 1-2 произведения крупной формы;
  • 1-2 пьесы кантиленного характера;
  • 2-3 этюда или  виртуозные пьесы.

Чтение нот с листа.  Подбор по слуху. Игра оркестровых партий.

Примерные репертуарные списки

Упражнения и этюды:

В.Венгловский «Избранные этюды» № 22 - 30

В.Венгловский «Ежедневные упражнения для тромбона» № 16 – 20

Г.Страутман «100 этюдов для тромбона» № 22 – 32

Б.Григорьев «Хрестоматия для тромбона» № 12 – 18

Блажевич. Этюды № 8-16

Пьесы:

В.Блажевич «Школа для раздвижного тромбона»

В.А.Моцарт «Песня»

И.С.Бах «Сарабанда» из Английской сюиты № 3

Л.Бетховен Вариации на тему из оперы «Красная шапочка»

М.Зейналов, А.Седракян «Школа игры на тромбоне»

И.С.Бах «Ария»

А.Хачатурян «Андантино»

В.А.Моцарт «Сонатина»

В.Андрезен «Альбом ученика – тромбониста»

В.Косенко «Скерцино»

П.И.Чайковский «Ариозо витязя» из кантаты «Москва»

Д.Россини «Тирольская песня»

Бах И.С.  Адажио из каприччо «На отъезд возлюбленного брата» (из сборника «12 старинных пьес» в переложении В.А. Гедике)

Сен-Санс К. «Каватина»

Блажевич В.  «Концерт для тромбона № 4, Ч.1.»

Куперен Ф. «Пастораль»

Е.Матей «Сарабанда»

А.Александров «Песенка»

В.А.Моцарт «Ария»

Л.Эрвелуа «Элегия»

Д.Шостакович «Колыбельная»

П.Маттезон «Сарабанда»

Л.Бетховен «Песня»

М.Равель «Павана»

И.С.Бах «Ария»

Д.Шостакович «Прелюдия»

Й. Гайдн «Аллегро»

Ж.Рамо «Менуэт»

Crepin «Historiette

Crepin A. «Le Gateau de Marie

 Gerard Billaudot Editor.

Crepin A. «Nuits Blanches» pour Saxophone et Piano

 Gerard Billaudot Editor

Ferran F. «Baghira»

Haendel G.F. Allegro

M.Mule, Les Classiques

Naulais J. «Pettite Suite Latine»

Vinci  L. «I Sonata»

ЯнгЛ. «Пятичасовой  джайв»  (Young L. «Jive At Five»)

Картер Б. «Легкие деньги» (CarterB. «EasyMoney»)

Хефти Н. «Проницательно»  (HeftiN. «Cute»)

Паркер Ч. «Мои замшевые башмачки»  (ParkerCh. «My Little Suede Shoes»)

Бродбенд А. «Не спрашивай почему» (BroadbendA. «DontAskWhy»)

Льюис Дж. «Джанго»  (LewisJ. «Django»)

Примерные программы итоговой аттестации

1 вариант

Матей Е. «Сарабанда»

Сен-Санс К. «Каватина»

Моцарт В.А. «Сонатина»

Crepin A. «Nuits Blanches» pour Saxophone et Piano

2 вариант

Бах И.С. «Сарабанда» из Английской сюиты № 3

Косенко В. «Скерцино»

Россини Д. «Тирольская песня»

Gerard Billaudot Editor

3 вариант

Маттезон П. «Сарабанда»

Гайдн Й. «Аллегро»

Блажевич В.  «Концерт для тромбона № 4, Ч.1.»

Паркер Ч. «Мои замшевые башмачки»  (ParkerCh. «My Little Suede Shoes»)

III.   Требования к уровню подготовки обучающихся

       Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения образовательной программы учебного предмета «Специальность (тромбон)», который приводит к формированию комплекса знаний, умений и навыков, таких как:

- наличие     у     обучающегося     интереса    к    музыкальному    искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности инструмента для
достижения      наиболее      убедительной      интерпретации      авторского      текста,
самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных
эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание репертуара для тромбона, включающего произведения
разных стилей и жанров (сонаты, концерты, пьесы,
этюды,     инструментальные     миниатюры)     в     соответствии     с     программными
требованиями;

- знание истории инструмента, основные вехи в его развитии;

- знание      художественно-исполнительских      возможностей  тромбона;

- знание конструктивных особенностей инструмента и элементарных правил по уходу за инструментом;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений, умений транспонировать и подбирать по слуху;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыки     по     использованию     музыкально-исполнительских     средств
выразительности,   выполнению    анализа   исполняемых   произведений,   владению различными   видами   техники   исполнительства,   использованию художественно оправданных   технических приемов;

- наличие   творческой    инициативы,   сформированных   представлений    о
методике    разучивания    музыкальных    произведений    и    приемах    работы над исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

IV.   Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

      Оценка качества занятий по «Специальности (тромбон)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

      В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться прослушивания к конкурсам, отчётным концертам, контрольные уроки, академические концерты. Задачами текущего контроля являются: поддержание учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, повышение уровня освоения текущего учебного материала.

        Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, осуществляется преподавателем по специальности регулярно с периодичностью не более чем через два-три урока в рамках расписания занятий и предполагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитывается при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

Задачи текущего контроля:

- поддержание учебной дисциплины;

- выявление отношения учащегося к  изучаемому предмету;

- повышение уровня освоения текущего учебного материала.

Формы текущего контроля: контрольные уроки, прослушивания к конкурсам, отчётному концерту, тематические концерты отделения.

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания для выпускников проводятся по определённому графику в классе в присутствии комиссии, включают в себя элементы беседы с учащимся и предполагают обязательное обсуждение  рекомендательного характера.

          Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, степени подготовки программы, с целью повышения мотивации ученика  к  учебному процессу.  

Прослушивания к конкурсам проводятся в счёт аудиторного времени. Учащимися исполняется программа, соответствующая требованиям того или иного конкурса, в присутствии комиссии и предполагает обязательное обсуждение  рекомендательного характера.

Прослушивания к отчётному концерту школы проводятся по плану работы отделения в присутствии администрации школы и преподавателей отделения в счёт аудиторного времени, и предполагает обязательное обсуждение  рекомендательного характера.

            Прослушивания к тематическим концертам отделения проводятся в рабочем порядке в присутствии преподавателя и зав. отделением

       Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов (технических, переводных), академических концертов и экзаменов. Задача проведения промежуточной аттестации – определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определённом этапе обучения. Зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих четверть или полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на данный учебный предмет. Учащиеся в конце каждого учебного года сдают переводной экзамен.Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Задачи промежуточной аттестации:

- определение качества реализации образовательного процесса;

- выявление качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- определение уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.

Формы контроля промежуточной аттестации: зачеты, академические концерты,  переводные  экзамены.

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты проводятся с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер, в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.  

Академический концерт проводится в счёт аудиторного времени, представляет собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта готовиться с одно произведение из учебной программы. Выступление ученика оцениваться комиссией.

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение подготовленной программы демонстрирует уровень подготовки учащегося на определенном этапе, в конце данного учебного года. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме  программу, переводится в следующий класс

       По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

     Итоговая аттестация проводится в форме экзамена в выпускных классах: 5 (6). Задача итоговой аттестации определить уровень и качество освоения учащимся программы учебного предмета.

      Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

2.Критерии оценки качества исполнения

       По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:  

                                Таблица 3

Оценка Критерии оценивания исполнения
5 («отлично») Учащийся должен продемонстрировать весь комплекс музыкально-исполнительских достижений на данном этапе, грамотно и выразительно исполнить свою программу (качественное интонирование, звукоизвлечение и достаточно развитый инструментализм).
4 («хорошо»)

При всех вышеизложенных пунктах не достаточно музыкальной выразительности или несколько отстает техническое развитие учащегося.

3 («удовлетворительно»)

 

Исполнение носит формальный характер, не хватает технического развития и инструментальных навыков для качественного исполнения данной программы, нет понимания стиля исполняемых произведений, звучание маловыразительное, есть интонационные проблемы.

2 («неудовлетворительно»)

Программа не донесена по тексту, отсутствуют

инструментальные навыки, бессмысленное исполнение, нечистая интонация, отсутствие перспектив дальнейшего обучения на инструменте.

Зачет (без оценки) Исполнение соответствует необходимому уровню на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

  1. Оценка годовой работы учащегося.
  2. Оценки за академические концерты или экзамены.
  3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

- учащийся должен продемонстрировать:

а) достаточный технический уровень владения инструментом;

б) убедительно       раскрытый       художественный       образ       музыкального произведения;

в) понимание и отражение в исполнительской интерпретации понятия стиля исполняемого произведения.

При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

3.Контрольные требования на разных этапах обучения

Оценки выставляются по окончании четверти и полугодий учебного года. В конце учебного года выставляется итоговая (переводная) оценка.

В течение учебного года учащийся должен выступать не менее 4-х раз:

1-е полугодие

Октябрь - дифференцированный технический зачёт (требования соответствуют программе определённого  класса)

Декабрь – дифференцированный зачёт (две разнохарактерные пьесы)/

2-е полугодие

Февраль -  дифференцированный технический зачёт (гамма и этюд, чтение нот с листа, знание музыкальной терминологии, теоретического материала)

Март - академический концерт (два произведения в соответствии с программными требованиями по определённому классу)

 Май – переводной экзамен (два произведения разного характера, жанра и стиля в соответствии с программными требованиями)

Выпускники в течение года проходят прослушивания /октябрь, декабрь, февраль, апрель/, на которых исполняются произведения выпускной программы. В программу итоговой аттестации включаются:

- произведение крупной формы (две части);

- виртуозная пьеса;

- джазовое произведение, импровизация.

V.      Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

         Основной частью учебного процесса по «Специальности (тромбон)» является индивидуальная форма занятий  преподавателя с учеником (урок).

          Как правило, форма урока включает себя разыгрывание (гаммы, упражнения, длинные ноты), проверку домашнего задания, основную работу по теме урока и заключительный этап, на котором педагог предлагает способы самостоятельной работы  над тем или иным заданием и фиксирует их в дневнике.

Необходимым условием для успешного обучения игре на тромбоне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки губного аппарата (амбушюра) и исполнительского дыхания. Что же касается учащихся, которые нуждаются в значительной перестановке губного аппарата, то данную работу необходимо вести по программе, которая в первую очередь предусматривает решение этих задач. В связи с этим в одном и том же классе даны три варианта зачетной программы, где наиболее полно отражены все аспекты художественного и технического развития ученика и его возможности на данном этапе.

       Особого внимания заслуживает звукоизвлечение. Вдох исполнителя должен быть естественным – без задержек дыхания и мышечных зажатий. При вдохе ученик должен правильно владеть диафрагмой. «Во время звукоизвлечения язык своей передней частью прикасается к сомкнутым губам или зубам... и в момент толчка диафрагмой воздушной струи он энергично идѐт назад и вниз, одновременно открывается губное отверстие и музыкант мысленно произносит слог ТА»     

          На начальном этапе важной задачей педагога является формирование правильной работы дыхания исполнителя. Необходимо разграничить правильность дыхания (вдох-выдох).

 Атака на медных духовых инструментах.

Классификация видов атаки, технология выполнения основных видов атаки.

       Значение атаки в процессе звукоизвлечения очень точно выразил Е. Назайкинский: «На большинстве музыкальных инструментов атака является определяющей характеристикой звука. От неё в большой степени зависит характер штриха».

    Термин «атака» характеризует как определѐнную акустическую реальность, так и артикуляционное действие, дающее начало процессу звукоизвлечения. Как акустический феномен, атака – это характер возникновения звука, зона возбуждения (инициации) звуковых колебаний: «С атакой в музыкальном исполнении связан короткий, но существенный для восприятия шумовой импульс, своего рода «согласный звук»... даже при legato возникают так называемые нестационарные процессы, связанные обычно с изменениями тембра и громкости в момент перехода от одного звука к другому».

         Однако, учитывая вариантность восприятия акустического характера атаки, критерии её классификации приходится искать не в области субъективно-акустической, а технологической. Из этого необходимо следует важный теоретический вывод о том, что с точки зрения проблемы классификации штриховых явлений термин «атака» должен трактоваться исключительно технологически.

         Атака – это любой способ инициации звука в дискретном звукоизвлечении.        Говоря о технологии атаки, следует также коснуться вопроса о согласованности действий языка и дыхания. Многие методисты придают этому вопросу большое значение: «При атаке звука важны координация и синхронность в действиях трёх элементов исполнительского аппарата: губ, дыхания и языка. Нарушение согласованности хотя бы в одном звене ведёт к плохой, некачественной атаке». «Твёрдая атака осуществляется за счёт согласованных действий дыхания и языка... в момент толчка диафрагмой воздушной струи он [язык] энергично идёт назад и вниз...».

Обобщённые утверждения такого рода могут создать уверенность, что дыхание всегда работает циклически, и в нём  синхронно с работой языка – всегда происходит усиление и ослабление интенсивности. Однако на практике такого рода взаимосвязь существует только в маркированных штрихах или при исполнении в достаточно медленном темпе, где есть необходимость или возможность филированного окончания каждого звука (то есть в marcato, или в ситуации, близкой к «выдержанным звукам»). При исполнении слитно звучащих немаркированных штрихов (detache, portato) «толчок диафрагмы» в момент атаки был бы неуместен; при исполнении же раздельных штрихов (non legato, staccato) подобная технология звукоизвлечения была бы крайне нерациональной. В данных условиях исполнитель практически всегда инстинктивно приходит к более рациональной технологии непрерывного выдоха, когда дыхательные мышцы создают постоянное давление, регулируемое исключительно клапанными функциями языка и губ. Такая технология гораздо более проста, так как не требует синхронности действий языка и дыхания.         То, что в условиях постоянно поддерживаемого давления исполнитель может ощущать как толчки дыхательных мышц, на самом деле есть не их активные сократительные импульсы, а лишь ощущения, вызванные резкими перепадами давления в моменты открытия и закрытия губной щели.

         Ещё одно возражение против концентрации внимания учащегося на согласованности действий языка и дыхания даже в marcato состоит в том, что такая согласованность присуща речевой артикуляции и отшлифована речевой практикой. Вряд ли обострённое внимание к столь естественному и абсолютно автоматическому процессу послужит его совершенствованию.

  В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

2. Периодичность занятий – каждый день.

3. Количество занятий в неделю – от двух до четырех часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.

4. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике. Возможные виды домашнего задания:

  •   упражнения для развития звука (выдержанные ноты);
  •   работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
  •   работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы);
  •   чтение с листа.

6. Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы ученика.

7. Для успешной реализации программы «Специальность (тромбон)» ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио и видеотекам, сформированным по учебным программам.

VI.     Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

 

                                 1. Список нотной литературы

1.Альбом ученика-тромбониста. Ред-сост. В.Андрезен. Вып. 1- Киев, 1971

2.Альбом ученика-тромбониста. Ред-сост. В.Андрезен. Вып. 2- Киев, 1973

3.Альбом ученика-тромбониста. Ред-сост. В.Андрезен. Вып. 3- Киев, 1974

4.Альбом ученика-тромбониста. Ред-сост. В.Андрезен. Вып. 4- Киев, 1975

5.Альбом ученика-тромбониста. Ред-сост. В.Андрезен. Вып. 5- Киев, 1977

6.Альбом ученика-тромбониста. Ред-сост. В.Андрезен. Вып. 6- Киев, 1980

7.Альбом ученика-тромбониста. Ред-сост. В.Андрезен. Вып. 7- Киев, 1981

8.Альбом ученика-тромбониста. Ред-сост. В.Андрезен. Вып. 8- Киев, 1986

9.Альбом ученика-тромбониста. Ред-сост. В.Андрезен. Вып. 9- Киев, 1987

10.Ансамбли для духовых инструментов. Сост. В.Соловьев, -Л, 1982

11.Ансамбли для медных духовых инструментов. Сост. Ж.Металлиди. – М., 1986

12.Арбан Ж. Школа игры на трубе и корнете-пистоне. Ред. Г.Орвада. –М., 1970

13.Бердыев Н. Этюды для трубы. –Киев, 1985

14.Блажевич В. Начальная школа игры на тромбоне. –М., 1954

15.Блажевич В. Школа игры на трубе. –М., 1971

16.Блажевич В. Этюды на легато. –М., 1924

17.Блюм О. Этюды. Тетр. 1 -М., 1959

18.Венгловский В. Ежедневные упражнения на тромбоне. –Л., 1986

19.Волоцкой П. Школа игры на альте. –М., 1959

20.Григорьев Б. Гаммы, арпеджио, интервалы для тромбона.- М., 1969

21.Григорьев Б. Начальная школа игры на тромбоне. –М., 1963

22.Двадцать классических пьес. Сборник. Перелож. А.Гедике. – М., 1952

23.Двадцать четыре пьесы для фагота (или тромбона) Сост. А.Литвинов – Киев, 1969

24.Докшицер Т. Система комплексных упражнений трубача. – М., 1985

25.Избранные пьесы для начального обучения игре на тромбоне. Тетр. 1. –

Петрозаводск, 1978

26.Избранные этюды для тромбона. Сост. Б.Григорьева. М., 1968

27.Избранные этюды для тромбона. Сост. В.Венгловский. –М., 1983

28.Квартеты для тромбона. Разные авторы. Сборник. –Л., 1979

29.Кобец И. Начальная школа игры на трубе или корнете. Изд. 1- Киев, 1958

30.Кобец И. Начальная школа игры на трубе или корнете. Изд. 2 – Киев, 1963

31.Кобец И. Начальная школа игры на трубе или корнете. Изд. 3- Киев, 1970

32.Конраш К. Этюды для тромбона. – Лейпциг, 1980

33.Лебедев А. Школа игры на трубе (в двух частях) –М., 1971

34.Легкие пьесы и ансамбли для тромбона. Сост. Б.Григорьев. – М., 1978

35.Митронов А. Школа игры на трубе. –Л., 1986

36.Прохоров Ю. Сборник легких пьес для тромбона. –М., 1971

37.Пьесы советских композиторов. Ред. А.Седракяна –М.,1960

38.Седракян А. Избранные этюды для тромбона. Изд. Военно- дирижерского ф-та при МГК, 1981

39.Седракян А. Начальная школа на баритоне. Ч.1, -Изд. Военно- дирижерского ф-та при МГК, 1960

40.Усов Ю. Техника современного трубача. –М., 1986

41.Хрестоматия педагогического репертуара для баритона и тенора.

Изд. Военно-дирижерского ф-та при МГК, 1976

42.Хрестоматия педагогического репертуара ДМШ для тромбона. 1. Сост. П.Волоцкой М., 1970

43.Хрестоматия педагогического репертуара ДМШ для тромбона. Сост. Б.Григорьев М., 1974

44.Хрестоматия педагогического репертуара для тромбона. Сост. В.Яковлев. –М., 1981

45.Чумов Д. Школа начального обучения игры на трубе. –М., 1983

46.Этюды для тромбона. Сост. Б.Григорьев.-М., 1983

47.Этюды и упражнения для тромбона. Сост. А.Седракян. –М., 1962

48.Яковлев В. Пособие по начальному обучению игре на тромбоне.

2. Список методической  литературы

1.Иванов В. Применение специальных дыхательных упражнений при обучении и игре на духовых музыкальных инструментах // В помощь военному дирижеру. Вып. 29. М., Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории, 1992

2.Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986. С.24-39.1983. Вып. 4. С. 6-19

3.Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971

4.Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976

5.Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971

6.Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956

7.Волков Н.В. Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. Материалы научно- практической конференции. М., 1997. С 45-47

8.Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142

9.Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38

10.Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987

11.Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956

12.Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М.,  1986. С. 65-81

13.Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994

14.Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956

15.Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сб. тр. Тамбов, 1994. С.43-54

16.Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986

17.Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сб. тр. Вып. 45. М., 1979

18.Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр., М., 1986

19.Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998

20.Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990

21.Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988

22.Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982

23.Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355

24.Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982

25.Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр. Вып. 103, М., 1990

26.Теория и практика игры на духовых инструментах. Сб. ст. Киев, 1989

27.Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986

28.Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975

Версия для слабовидящих

  • Фортепиано
  • Скрипка
  • Народные инструменты
  • Духовые и ударные инструменты
  • Народное сольное пение
  • Академическое сольное пение
  • Эстрадно джазовое сольное пение
  • Изобразительное искусство
  • Хореографическое искусство