ocenka_kachestva

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочим учебным планам МБУ ДО ДШИ №3 им. М.И. Глинки

Рабочие учебные планы МБУ ДО ДШИ №3 им. М.И. Глинки (далее – Школа), разработанные на 2017-2018 учебный год, определяют образовательную политику Школы, содержание дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и общеразвивающих программ по реализуемым в Школе образовательным областям музыкального (инструментального, вокального), хореографического, изобразительного искусства.

Рабочие учебные планы разработаны Школой самостоятельно на основании и с учётом следующих документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ (ст.28)

- Федеральные государственные требования, установленные к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства;

- Федеральные государственные требования, установленные к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства;

- Федеральные государственные требования, установленные к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области хореграфического искусства;

- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусстив ( Приложение к письму Минкультуры России от 21ноября 2013г. №191-01-39/06-ги)

- Рекомендации по разработке учебных планов дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ в области искусств Министерства культуры РФ

- Примерные учебные планы подополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального, изобразительного, хореографического искусств Министерства культуры РФ

- Примерные учебные планы по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области музыкального, изобразительного, хореографического искусств ( Приложение к письму Минкультуры России от 21ноября 2013г. №191-01-39/06-ги, разделы 2.2.,2,3, 2,4)

- Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств (новая редакция)(письмо Федерального Агентства по культуре и кинематографии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 02.06.2005 г. №1814-18-07.4);

- Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации в 2003 году (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.06.2003 №66-01-16/32),

- Типовые учебные планы детской музыкальной школы (музыкального отделения школы искусств), утвержденные приказом Министерства культуры СССР от 28.05.1987 №242;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008)

- Санитарно-эпидемиологические заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

( письмо от 05.04.2012. № 01/3533-12-23);

- СанПин 2.4.4.3172-14 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ,СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ"

- Устав МБУ ДО ДШИ №3 им. М.И. Глинки (новая редакция).

Учебные планы Школы отражают структуру программ в части наименования предметных областей и разделов, форм проведения учебных занятий, проведения консультаций, итоговой аттестации обучающихся с обозначением ее форм и их наименований. Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету.

Образовательный процесс в Школе в 2017-18 учебном году обеспечивают рабочие учебные планы:

I. Рабочие учебные планы по дополнительным предпрофессиональным

общеобразовательным программам в области музыкального искусства (ДПОП):

- ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано» (8(9) лет);

- ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты. Скрипка»(8(9) лет);

- ДПОП в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» (8(9)лет);

- ДПОП в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» (5(6) лет);

- ДПОП в области музыкального искусства «Народные инструменты» (8(9) лет);

- ДПОП в области музыкального искусства «Народные инструменты»(5(6) лет).

- ДПОП в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» (8(9) лет).

II. Рабочие учебные планы по дополнительным предпрофессиональным

общеобразовательным программам в области изобразительного искусства :

- ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись» (8(9)лет);

- ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись» (5(6) лет).

III. Рабочие учебные планы по дополнительным предпрофессиональным

общеобразовательным программам в области хореографического искусства :

- ДПОП в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (8 (9)лет).

- ДПОП в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (5(6) лет).

III. Рабочие учебные планы по дополнительным общеразвивающим общеобразовательных программ в области музыкального искусства (ДООП,

срок обучения 4 года):

- ДООП «Фортепиано»

- ДООП «Скрипка»

- ДООП «Альт»

-ДООП «Духовые и ударные инструменты»

-ДООП «Народные инструменты»

-ДООП «Инструменты эстрадного оркестра»

- ДООП «Народное сольное пение»

- ДООП «Академическое сольное пение»

- ДООП «Эстрадно-джазовое сольное пение»

III. Рабочие учебные планы по дополнительным общеразвивающим общеобразовательных программ в области хореографического искусства:

- ДООП в области хореографического искусства «Хореографическое искусство »

IV. Рабочие учебные планы по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области изобразительного искусства:

- ДООП «Основы изобразительного искусства»

V. Рабочие учебные планы по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам , действующим до полного завершения образовательных отношений, возникших до вступления в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ, с сохранением содержания и сроков обучения:

1.В области музыкального искусства. Инструментальное исполнительство:

- ДООП «Фортепиано» ( срок обучения 7,5 лет);

- ДООП « Народные инструменты « ( срок обучения7,5 лет);

- ДООП « Духовые и ударные инструменты » ( срок обучения7,5 лет);

-ДООП «Инструменты эстрадного оркестра» (срок обучения 7,5 лет);

2. В области музыкального искусства. Вокальное исполнительство:

- ДООП «Народное сольное пение» (срок обучения 7,5 лет);

- ДООП «Академическое сольное пение» (срок обучения 7,5 лет);

- ДООП «Эстрадно-джазовое сольное пение» (срок обучения 7,5 лет).

3.В области изобразительного искусства:

- ДООП «Изобразительное искусство» ( срок обучения 7 лет).

4.В области хореографического искусства:

- ДООП «Хореографическое искусство» ( срок обучения 7,5 лет).

Учебные планы являются частью образовательных программ, отражают структуру программ, определяют содержание и организацию образовательного процесса в Школе с учетом:

- обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств;

- сохранения единства образовательного пространства в сфере культуры и искусства;

- индивидуального творческого развития детей;

- социально-культурных особенностей донского края.

Содержание учебных предметов направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков.

В каждой образовательной программе имеются учебные планы на весь период обучения.Учебные планы разделяются по срокам обучения: по ДПОП - на 8 летние , 5-летние, по ДООП - на 7-летние, 5-летние, 4-летние и представляют собой недельный вариант распределения уроков, определяют максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Образовательный процесс по ДПОП в Школе ведётся с 2014 года, в связи с чем разработаны и рабочие учебные планы для первых 4-х лет обучения.

Основной целью учебных планов является создание благоприятных условий для организации образовательного процесса, творческого социального, культурного развития личности ребёнка, предоставление каждому обучающемуся Школы права выбора вида деятельности в области искусств, уровня сложности и темпа освоения программ, а также профессиональной подготовки к продолжению образования по профилю обучения.

Учебные планы отражают задачи и цели Школы, ориентированные на выполнение обязательного компонента содержания образовательного процесса и вариативного компонента, дополняющего получение обучающимися знаний, умений и навыков в области искусств и соответствующего удовлетворению интересов, потребностей обучающихся, статусу Школы.

Предлагаемое учебными планами деление на обязательную и вариативную части имеет в виду создание на определенном этапе обучения особых условий для детей с разными возможностями в плане реализации творческих способностей, интересов ребенка. Само содержание образовательного процесса при этом сохраняет все компоненты обучения через реализацию различных по степени сложности и задач учебных программ, то есть оно предполагает и общее развитие детей в области искусства, и формирование определенных профессиональных исполнительских, творческих навыков, навыков слушания музыкальных произведений разных жанров и стилей, умений практического музицирования.

Учебные планы призваны направить образовательный процесс на решение задач:

  • обеспечение условий для выполнения одной из важных задач дополнительного детского образования, связанной с вхождением ребенка в мир искусства, освоения им выработанных мировой культурой ценностей;

  • соответствие требованиям времени, долгосрочным тенденциям, определяющим развитие образования в сфере культуры и искусства;

  • формирование эффективной системы сопровождения и предпрофессиональной подготовки талантливых детей путем реализации индивидуальных образовательных маршрутов;

  • обеспечение условий для сохранения преемственности и совершенствования традиций отечественного художественного образования;

  • соответствие динамичным образовательным, культурно-просветительским запросам населения Железнодорожного района, Ростова-на-Дону, Ростовской области;

  • становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с людьми, природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностных ориентаций; становление личности, открытой диалогу культур;

  • использование вариативных подходов в целях адаптации образовательных программ к возможностям каждого обучающегося; создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса;

  • повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся;

  • удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и их родителей;

  • максимальное использование творческого потенциала педагогических работников Школы; создание новых методик, программ (авторских, инновационных, адаптированных, комплексных), отвечающих современным требованиям педагогики, психологии.

В соответствии с Примерными учебными планами по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств, в настоящих рабочих учебных планах обязательная часть в отношении количества часов, сроков реализации предметов и количества часов консультаций остается неизменной. При формировании вариативной части планов учебные предметы выбраны из вариантов, предложенных Примерными учебными планами, или введены Школой самостоятельно, в пределах, установленных ФГТ объемов максимальной и аудиторной нагрузки обучающихся, с учётом имеющихся педагогических кадров, финансовых ресурсов, предусмотренных на оплату труда педагогических работников.

Согласно ФГТ, Рекомендациям по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств ( Приложение к письму Минкультуры России от 21ноября 2013г. №191-01-39/06-ги), в учебных планах предусмотрена самостоятельная работа обучающихся. Объем самостоятельной работы в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определён с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части планируется до 100% от объема времени аудиторных занятий вариативной части. Объем максимальной нагрузки для обучающихся по ДПОП не превышает 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов в неделю. Объем аудиторной нагрузки для обучающихся по ДООП не превышает 10 часов в неделю.

Вариативная часть учебных планов по ДООП представлена предметами «по выбору».Использование возможностей предмета по выбору позволяет на практике применить методы дифференцированного обучения и индивидуального подхода. Предметы по выбору введены с учетом потребностей и интересов обучающихся, рекомендаций заведующих учебно-методическими отделениями. При определении часов на предметы по выбору Школа принимает во внимание наличие соответствующих педагогических кадров и материально-технических условий. Предметы «по выбору» утверждены педагогическим советом и внесены в соответствующие разделы учебных планов.

Возможны занятия одного учащегося несколькими предметами «по выбору», однако время, отведенное на этот предмет, не может превышать количества часов, указанного в учебном плане. Тот или иной предмет «по выбору», предоставляется по желанию (выбору) учащихся, с участием родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Образовавшийся резерв часов «по выбору» может быть использован по усмотрению администрации Школы.

Каждый рабочий учебный план в своей структуре имеет примечание. В примечаниях к учебным планам содержатся разъяснения по точному распределению учебных педагогических и концертмейстерских часов, количественному составу групп учащихся, объёму самостоятельной работы, другие особенности.

Учебные планы оснащены учебно-методическим комплексом по каждому учебному предмету всех образовательных областей: образовательными программами, учебно-методическими, справочными, дидактическими материалами, учебниками, книгами по искусству, нотным репертуаром, необходимыми специализированными учебными аудиториями, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой, хореографическими станками, мольбертами и другим учебным оборудованием.

Реализация учебных планов в 2017-2018 учебном году обеспечена необходимыми кадрами специалистов.

Версия для слабовидящих

  • Фортепиано
  • Скрипка
  • Народные инструменты
  • Духовые и ударные инструменты
  • Народное сольное пение
  • Академическое сольное пение
  • Эстрадно джазовое сольное пение
  • Изобразительное искусство
  • Хореографическое искусство