ocenka_kachestva

Аннотация

            Настоящая статья адресована музыкантам, прежде всего - преподавателям сольфеджио. В ней представлен один из возможных способов изучения интервалов в подготовительных и младших классах музыкальных школ на основе песен-попевок, которые рассматриваются в свете важнейших методических принципов и теоретических законов. Авторские песни-попевки представлены в приложении.

            Ключевые слова: методика преподавания сольфеджио, интервалы, различные формы работы с интервалами, песни-попевки.

Поиск новых технологий освоения интервалов в курсе сольфеджио начальных классов музыкальной школы

            В настоящее время предмет сольфеджио входит в учебные планы всех музыкальных учебных заведений: детских музыкальных школ, школ искусств, средних специальных музыкальных школ, музыкальных училищ и вузов. В зависимости от целей и задач каждого учебного заведения изменяются содержание и методы преподавания сольфеджио. Основная же задача - всестороннее развитие музыкального слуха - остается прежней.

            "Роль слуха в музыкально-творческом процессе, в развитии музыкальных способностей, в воспитании любви к музыкальному искусству чрезвычайно велика... Развитый музыкальный слух дает возможность человеку воспринимать и осознавать музыку, переживать ее, творчески как бы создавать при исполнении. Эти задачи и являются конечной целью музыкального образования. Поскольку музыкальный слух - это главное орудие музыканта, постольку значение предмета сольфеджио очень велико". ( 2, 4)

            Тема "Интервалы" - одна из центральных в курсе сольфеджио, и не стоит доказывать необходимость свободно оперировать интервалами на основе интонационно-слухового опыта.

            Интервалы начинают изучаться детьми в ДМШ, ДШИ и ССМШ на самом раннем этапе обучения, то есть в подготовительных группах. Специфика преподавания сольфеджио в подготовительных и младших классах состоит в том, что любые, самые сложные категории, термины, правила педагог должен объяснять таким языком, чтобы его понимали все - даже самые слабые ученики. Должна быть полностью исключена запись длинных и наукообразных правил под диктовку преподавателя. Простота и доступность - важнейший методический принцип, который является признаком профессионализма в деятельности педагога. Первые два года обучения теоретический материал должен даваться только в устной форме, а основой усвоения нового материала должно быть эмоциональное восприятие детей, яркость и осознанность музыкальных ощущений.

            Поэтому творчески мыслящие педагоги начальных классов находятся в постоянном поиске новых методов и технологий освоения теоретического материала.

            Методика сольфеджио накопила немалый багаж способов изучения интервалов: образные ассоциации, пластические и графические символы интервалов, интервальные партитуры, стихи, сказки, которые имеют сюжет и несут в себе теоретические сведения (можно порекомендовать пособие Т. А. Боровик "Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Подготовительная группа, 1-2 классы ДМШ и ДШИ"). Очень перспективным является использование современных цифровых технологий в процессе освоения интервалов. Плодотворные работы в этом направлении ведутся на кафедре теории музыки и композиции профессорами Ростовской государственной консерватории (проект ИРМУС).

            Какой возрастной период наиболее благоприятен для начала интенсивного изучения интервалов? Автор настоящей статьи считает, что таковым периодом является возраст шесть, а для наиболее одаренных детей - пять лет, когда ребенок уже имеет определенные навыки пения, нотного письма, знаком с клавиатурой фортепиано.

            Ученые-психологи подразделяют всех людей на четыре типа, каждый из которых предпочитает пользоваться своими излюбленными каналами восприятия: аудиалы предпочитают воспринимать окружающий мир на основе звуковых образов; визуалы получают информацию о мире посредством зрительных образов; кинестетики из всех каналов восприятия выделяют те, которые дают им осязательные впечатления; дигиталы - самый редкий тип людей, основным каналом восприятия для них является письменность. Поэтому в поисках эффективной методологии освоения интервалов желательно использовать все эти каналы в информационном обмене между учителем и учеником.

            Отсюда вытекает необходимость введения различных форм работы с интервалами: изучение теории, пение, игра на инструменте, письменные построения, слуховой анализ. Только в результате применения комплекса форм работы, их чередования ребенок сможет получить целостное и устойчивое представление об интервалах, музыкально-теоретические знания ученика не будут носить фрагментарный, дискретный характер.

            Важнейшими формами работы являются пение интервалов и определение на слух. Одно из направлений творческого поиска педагогов - сочинение ими песен-попевок, построенных на том или ином интервале.

            Сама по себе идея не нова. Наверное, не один десяток лет сольфеджисты используют начальные интонации общеизвестных песен с целью облегчить ученику запоминание и узнавание интервалов в процессе слухового анализа. Сложилась даже целая "коллекция" подобных "подсказок". Напомню некоторые: начальные интонации гимна России - ч.4, припева песни "Прекрасное далеко" - м.6, песни "В лесу родилась елочка" - б.6. Сколько поколений музыкантов воспитывалось на этих и подобных им песнях-"подсказках"? Ни в коей мере не умаляя их почти историческое значение, все же хочу предложить несколько иной вариант освоения и определения на слух интервалов на основе песен.

            Предлагаю обратиться к нотному приложению данной статьи. В чем же состоит преимущество предложенных здесь песен в сравнении со ставшими уже почти хрестоматийными "подсказками"? Прежде всего, в том, что, к примеру, большая секста пропевается и в дальнейшем определяется на слух как интервал, а не как начало песни "В лесу родилась елочка". Ученику не нужно напрягать память и вспоминать о том, что новогодняя песня начинается с интервала б.6. Сразу (для слухового анализа необходимо мгновенное узнавание интервала) вспомнят далеко не все. К тому же в условиях настоящего времени не так-то просто найти песню, известную всем детям определенного возраста.

            В процессе создания песен-попевок автор настоящей статьи руководствовался рядом принципов:

- все песни элементарны по мелодическому строению, многие из них построены исключительно на изучаемой интонации;

- во всех песнях используется принцип мелодического и ритмического ostinato. Многократное повторение изучаемых интервалов позволяет ученику быстро выучить песню и хорошо овладеть нужной интонацией;

- все они жанрово ориентированы, что также облегчает их запоминание детьми. Для детского мышления предпочтительно использовать элементы первичных жанров, а также их различные комбинации, поэтому в песнях "Секунда" и "Кварта" сочетаются моторика и сигнальность, они написаны в характере марша, моторная и одновременно распевная "Секста" - в характере вальса, основной жанровый признак "Септимы" - распевность, а "Квинта" и "Октава" содержат в себе элементы звукоизобразительности, воспроизводят пейзажные и пространственные образы;

- все песни-попевки несут в себе теоретические сведения, содержат как качественную, так и количественную характеристики интервалов. Качественная характеристика (чистый, малый, большой интервал) содержится в тексте всех песен. Количественная характеристика не менее важна, причем она может быть разной: а) ступеневая величина интервала (в песнях "Септима", "Октава"); б) тоновая величина (в песнях "Секунда", "Терция"), в) нотная (в песне "Кварта").

            Педагогам по сольфеджио хорошо известно, сколько трудностей вызывает у первоклассников освоение и запоминание тоновой величины интервалов. Проходит немало времени, прежде чем большинство учащихся в группе, отвечая на вопросы педагога, начинает бойко рапортовать, что м.2 - это полтона, б.2 - тон, м.3 - полтора тона, а б.3 - два тона. Предлагаемые песни "Секунда" и "Терция" помогут овладеть теоретическими премудростями в легкой, ненудной форме, а именно в стихотворной форме;

- стихотворная форма изложения материала легка и удобна для запоминания. В стихотворном тексте песен используются различные тропы и фигуры речи: олицетворения ("чистая прима, как одинока ты, как красива", "малая секунда робко шагает, секунда большая смело выступает", терции "малая грустная, веселая - большая"), сравнения ("словно гордый звук трубы в кварте слышим я и ты", "квинты чистый голосок, словно пастушка рожок"), риторические обращения ("Чистая октава, как широка ты!"), инверсии в песнях о квинте, октаве. Все эти и другие средства художественной выразительности текста помогают пробудить воображение и фантазию детей, сделать так, чтобы абстрактные интервалы стали понятны детям, мышление которых пока что конкретно.

            Одной из наиболее значимых форм работы над интервалами является слуховой анализ. Учиться определять интервалы на слух дети должны на каждом уроке. Позволю себе привести несколько методических рекомендаций. При анализе элементов музыкального языка, в частности, интервалов, следует использовать их контрастные сочетания. К примеру, после секунды играть октаву, после терции - септиму. Контрасты по высоте и по диссонантности помогут лучше запомнить звучание. Соблюдение принципа контрастности имеет особое значение на первом этапе обучения, при знакомстве с интервалами.

            Еще один прием для начального этапа: интервалы играются не по отдельности, а в параллельном движении, то есть несколько параллельных секунд, терций, кварт или квинт. При таком методе подачи значительно усиливается окраска интервала.

            Письменные построения интервалов не менее важны в процессе их изучения, чем слуховой анализ.Так же, как вышеуказанные формы работы, интервальные построения должны повторяться из урока в урок. Повторение - один из важнейших методических принципов. Следует, однако, предостеречь. "Повторение не должно быть монотонно-механическим, иначе будет явный крен в сторону бессмысленной зубрежки. Во всяком повторении должен быть какой-то элемент новизны, тогда это будет интересно и ученику, и педагогу. Таким образом, все пройденные темы, повторяясь из урока в урок, из года в год, "обрастают" разными дополнениями, поправками, одним словом - варьируются". ( 3 )

            Каковы возможные варианты письменных построений интервалов? Это может быть задание легкого уровня: подпиши интервалы (на начальном этапе определяется лишь ступеневая величина, с Iкласса - и ступеневая, и тоновая). Можно строить интервалы в ладу и вне лада.  Вне лада можно строить различные интервалы от одной и той же ноты и, наоборот, одинаковые интервалы от разных нот. Построение интервалов возможно в восходящем либо нисходящем направлении, а также "по цепочке", когда все время меняется направление движения. Можно строить интервалы с обращениями и без них. Можно предложить построить от ноты вверх или вниз сначала все малые, затем все большие и, наконец, все чистые интервалы. Интересны для детей задания с элементами игры, когда ученик примеряет на себя "маску" учителя: исправь ошибки в обозначении или допиши, где необходимо, недостающие знаки. Увлекательны творческие задания, например: сочини мелодию с использованием заданного интервала или нескольких интервалов.

            Хорошим подспорьем в работе над тоновой величиной интервалов является ксерокопия клавиатуры фортепиано, которая должна быть у каждого ученика на уроке сольфеджио. С ее помощью дети учатся строить интервалы в нотной тетради, не подходя к инструменту, что особенно актуально в условиях групповых занятий.

            Большую часть предложенных мною вариантов заданий можно использовать и в процессе игры на фортепиано.

            Представленные на страницах настоящей статьи материалы - лишь малая часть, "верхушка айсберга" того огромного и увлекательного мира, который обозначается словом "интервалы" и в который можно погружаться бесконечно.

            Автор настоящей статьи надеется, что предложенные песни-попевки заинтересуют преподавателей сольфеджио и послужат педагогичесим материалом для формирования необходимых профессиональных навыков, помогут пробудить творческое воображение и фантазию детей, смогут послужить хорошей базой для воспитания потребности в интонационно осмысленном, эмоциональном пении.

Список литературы

1. Боровик Т. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Подготовительная группа, 1-2 классы ДМШ и ДШИ: [методические рекомендации]. - М.: Классика-ХХI, 2007.

2. Реферат: Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе [электронный ресурс]http: // www. bestreferat. ru/referat-200458. html.

3. Шатковский Г. Педагогика при развитии музыкального слуха: принцип повторения [электронный ресурс]http: //www. shatkovsky. ru / music_povtorenie. htm.

4. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха - принцип доступности [электронный ресурс]http: //www. shatkovsky. ru / music_dostupnosti. htm.

5. ЯковлевК. Каналы восприятия [электронный ресурс] // Псифактум. Портал о здоровом образе жизни http: //psifactum. ru /perception /582-perception. html.   

Версия для слабовидящих

  • Фортепиано
  • Скрипка
  • Народные инструменты
  • Духовые и ударные инструменты
  • Народное сольное пение
  • Академическое сольное пение
  • Эстрадно джазовое сольное пение
  • Изобразительное искусство
  • Хореографическое искусство