ocenka_kachestva

Управление культуры города Ростова-на-Дону

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств № 3 им. М.И. Глинки города Ростова-на-Дону

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

 

ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ПО.01.УП.01. ТРУБА

 

 

 

 

 

Срок обучения 5 (6) лет

Ростов-на-Дону

2016

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

МБУ ДО ДШИ № 3

им. М.И. Глинки

«22» июня 2016 г.

(Протокол № 4)

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБУ ДО ДШИ № 3

им. М.И. Глинки

«23» июня 2016 г.

(протокол № 6)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДШИ

№ 3 им. М.И. Глинки

___________ М.П. Алпатов

Приказ № 45-1/ОД

«24» июня 2016 г.

Разработчик: В.В. Рябцев, преподаватель МБУ ДО ДШИ № 3 им. М.И. Глинки

Рецензенты: А.А. Снапков, доцент Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова

                       Ф.А. Ревенко, доцент Ростовской государственной консерватории  им. С. В. Рахманинова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

I.       Пояснительная записка

-характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-срок реализации учебного предмета;

-объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;

-форма проведения учебных аудиторных занятий;

-цель и задачи учебного предмета;

-обоснование структуры программы учебного предмета;

-методы обучения;

-описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II.       Содержание учебного предмета

-сведения о затратах учебного времени;

-годовые требования по классам.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок

-аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-критерии оценки;

-контрольные требования на разных этапах обучения.

V.       Методическое обеспечение учебного процесса

- методические рекомендации педагогическим работникам;
- рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

VI.     Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-список рекомендуемой нотной литературы;

-список рекомендуемой методической литературы.

 

 

 

 

I.   Пояснительная записка

1.    Характеристика   учебного    предмета,    его   место   и   роль    в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «труба», далее - «Специальность (труба)» разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством культуры Российской Федерации  (разработчик: А.Г. Сухих, преподаватель Государственного музыкального училища эстрадного и джазового искусства (техникума), заслуженный артист Российской Федерации, под главной редакцией И.Е. Домогацкой, генерального директора Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидата педагогических наук. Москва, 2013 г.) и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые инструменты».

Учебный предмет «Специальность (труба)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на трубе, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение игре на трубе включает в себя музыкальную грамотность, чтение нот с листа, транспонирование, навыки самостоятельной работы. Труба является не только сольным инструментом, но ансамблевым и оркестровым. Поэтому, владея игрой на данном инструменте, учащийся имеет возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах. В классе ансамбля или оркестра учащийся оказывается вовлеченным в процесс коллективного музицирования, используя знания, умения и навыки, полученные в классе по специальности.

Настоящая программа отражает организацию учебного процесса, все разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность реализации индивидуального подхода к каждому ученику. Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Специальность (труба)» рассчитан как на детей, планирующих, в силу своих способностей и уровню освоения данной программы, поступать в организации профессионального образования, так и на тех, кто не ставит перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

                       2. Срок реализации учебного предмета.

       Срок освоения учебного предмета «Специальность (труба)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти лет до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в профессиональные образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального образования в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (труба)»:

                                                                                                               Таблица № 1

 

Срок обучения 5 лет 6-й год обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 924 214,5
Количество часов на аудиторные занятия 363 82,5
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 561 132

             4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма урока по данному учебному предмету является наиболее эффективной, поскольку позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные и физические возможности, эмоционально-психологические особенности и построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (труба)»Цели:

- обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретённых им знаний, умений и навыков в области духового исполнительства;

- выявление одарённых детей в области музыкального исполнительства на трубе и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на трубе произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

- развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

-развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и
артистизма;

- освоение  учащимися  музыкальной  грамоты,  необходимой  для  владения
инструментом в пределах программы учебного предмета;

- приобретение   учащимися   опыта  творческой  деятельности  и  публичных
выступлений, овладение навыками сценического поведения;

- овладение   учащимися  умений   и   навыков,   необходимых   в   сольном,
ансамблевом и оркестровом исполнительстве;

- обучение навыкам самостоятельной работы над музыкальным материалом и чтения нот с листа;

- формирование у наиболее одарённых выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность (труба)»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты

работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

7.  Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядно-слуховой     (показ,     наблюдение,     демонстрация    
приемов игры на трубе);

- практический (работа на инструменте, упражнения);

- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных  вариантов показа);

-объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика с последующим комментарием);

-репродуктивный (повторение учеником исполненных учителем упражнений, сложных мест, музыкального материала);

-метод проблемного изложения (педагог ставит  и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

-исследовательский (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи);

-метод «забегания» вперед (позволяет настроить учащихся на постижение новых знаний);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
      Индивидуальный    метод    обучения    позволяет    найти    более    точный    и

психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках данной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях исполнительства на духовых инструментах.

8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Специальность (труба)»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

При реализации программы «Специальность (труба)» необходимо наличие концертного зала, библиотеки и фонотеки. Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, освещение и хорошо проветриваться. Должна быть обеспечена ежедневная уборка учебной аудитории.

В классе необходимо иметь пюпитр, который можно легко приспособить к любому росту ученика, фортепиано.

II. Содержание учебного предмета «Специальность (труба)»

  1.Сведения о затратах учебного времени на освоение учебного предмета предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (труба)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

                                                                                                               Таблица  № 2

Срок обучения – 6 лет

  Распределение по годам обучения
Класс 1 2 3 4 5 6

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

33 33 33 33 33 33
Количество часов на аудиторные занятия в неделю 2 2 2 2,5 2,5 2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия

            363 82,5
445,5
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю 3 3 3 4 4 4

Общее количество

часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия

             561 132
693
Максимальное количество часов на занятия в неделю 5 5 5 6,5 6,5 6,5
Общее максимальное количество часов по годам 165 165 165 214,5 214,5 214,5
Общее максимальное количество часов на весь период обучения              924 214,5
  1138,5

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение   учреждений   культуры    (филармоний,    театров,    концертных
залов и др.);

- участие     обучающихся    в    концертах,     творческих    мероприятиях    и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2.  Годовые требования по классам

Срок обучения - 6 лет

Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по 5 (6) программе,  должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога -  выполнение  учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить  его к  поступлению в среднее специальное учебное заведение.

 

Первый класс (2 часа в  неделю)           

Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.

Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Базинг на губах и мундштуке.

Знакомство с элементами музыкальной грамоты.  Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений. Знакомство с основой динамики – forte, piano. Игра по нотам.

Воспитание элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

           В течение первого года обучения ученик должен пройти:

Гаммы: До мажор в одну октаву, ля минор в одну октаву, Соль мажор от ноты «соль» первой октавы до ноты «ре» второй октавы, ми минор от ноты «ми» первой октавы до ноты «си» первой октавы, Фа мажор от ноты «фа» первой октавы до ноты «до» второй октавы, ре минор в одну октаву. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

  • 5-6 упражнений;
  • 3-4 этюда;
  • 10-15 небольших пьес различного характера.

Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.

Примерные репертуарные списки:

Упражнения и этюды:

Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие классы.  М., 2011

Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел М.-Л., 1965

Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991

Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005

Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы. М., 2010

Иогансон А. Избранные этюды.  М., 1999

Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982

Пьесы:

Власов Н. «Золотая труба». Часть 1. Ч. 1-4. М., 2002

Сигал Л. “Первые шаги”

Сигал Л. “Напев”

Русская народная песня “Зайка”

Чудова Т. “Золотой петушок”

Русская народная песня “Ладушки”

Чудова Т. “Праздник”

Калинников В. “Тень-тень”

Гедике А. “Русская песня”

Английская песня “Бинго”

Английская песня “Дин-дин-дон”

Потоловский И. “Охотник”

Кросс Р. “Коломбина”

Калинников В. “Журавель”

Оффенбах Ж. “Галоп”

Диабелли А. Анданте

Бах И.С. «Менуэт»

Брамс Й. “Колыбельная”

Гулак-Артемовский С. «Ария Карася» из оперы “Запорожец за Дунаем”

Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:

Самонов А. “Доброе утро”

Самонов А. “Прогулка”

Макаров Е. «Марш»

Макаров Е. «Мелодия»

Русская народная песня “Не летай, соловей”

Алескеров С. “Песня”

Русская народная песня “Соловей Будимирович”

Моцарт В. “Аллегретто”

Бах И.С. “Пьеса”

Кабалевский Д. “Песня”

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:

Терегулов Е. “Лунная дорожка”

Пирумов А. “Былина”

Макаров Е. “Труба поет”

Нурымов Ч. “В горах”

Ботяров Е. “Прогулка”

Мильман Е. «Прелюдия»

Макаров Е. “Вечер”

Ботяров Е. “Колыбельная”

Кабалевский Д. “Маленькая полька”

Газизов Р. “Веселый пешеход”

Ботяров Е. “Труба и барабан”

Терегулов Е. “Старинный танец”

Чайковский П. “Дровосек”  

Макаров Е. “Эхо”

Миришли Р. “Мелодия”

Бетховен Л. “Цветок чудес”

Чайковский П. “Русская песня”

Волоцкой П. “Хрестоматия педагогического репертуара для трубы младшие классы”. Ч. 1: I-III классы ДМШ - М., 1963:

Русская народная песня “На зеленом лугу”

Украинская народная песня “Лисичка”

Бетховен Л. “Торжественная песнь”

Украинская народная песня “Журавель”

Примерные программы промежуточной аттестации:

1 вариант

Калинников В. “Тень-тень”

Бах И.С. «Менуэт»

Английская песня “Бинго”

Макаров Е. “Эхо”

2 вариант

Брамс Й. ” Колыбельная”

Моцарт В. «Аллегретто»

Чайковский П. “Русская песня”

Украинская народная песня “Журавель”

3 вариант

Бах И.С. «Пьеса»

Чайковский П. “Дровосек”  

Миришли Р. “Мелодия”

Украинская народная песня “Лисичка”

Второй класс (2 часа в  неделю)

Работа над дальнейшей стабилизацией постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата. Занятия постановки дыхания без трубы.

          Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.

Базинг на губах и мундштуке.

В течение второго года обучения ученик должен пройти:

Гаммы: Ре мажор, си минор, Си-бемоль, соль минор, Ми-бемоль мажор, до минор, Ля мажор, фа-диез (все в одну октаву). Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

  • 5-6 упражнений;
  • 3-4 этюда;
  • 10-15 небольших пьес различного характера.

Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.

Примерные репертуарные списки:

Упражнения и этюды:

Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие классы. М., 2011

Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел М.-Л., 1965

Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982

Усов Ю. Школа игры на трубе.  М., 1991

Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005

Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы. М., 2010

Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999

Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды» М., 1982

Пьесы:

Власов Н. «Золотая труба». Часть 1. Ч. 1-4. М., 2002

Гендель Г. “Тема с вариациями”

Шуберт Ф. “Цветы мельника”

Лойе Ж. “Гавот”

Лысенко Н. Песня Выборного из оперы “Наталка-Полтавка”

Чайковский П. “Старинная французская песенка”

Дюссек Я. “Старинный танец”

Шуберт Ф. “Колыбельная”

Шуберт Ф. “Тамбурин”

Шуберт Ф. “Форель”

Моцарт Л. «Бурре»

Чайковский П. “Сладкая греза”

Моцарт В. «Ария» из оперы “Волшебная флейта”

Аноним XVIII в. “Интрада”

Перселл Г. “Маленький марш”

Варламов А. “Красный сарафан”

Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.-Л., 1965:

Глинка М. “Патриотическая песнь”

Книппер Л. “Полюшко-поле”

Бетховен Л. “Волшебный цветок”

Русская народная песня “Родина”

Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:

Свиридов Г. Колыбельная песенка

Мухатов Н. “В школу”

Гречанинов А. Марш

Пикуль В. Хорал

Дешкин С. “Марш юных пионеров”

Щелоков В. “Сказка”

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:

Моцарт В. «Вальс»

Ботяров Е. “Песня в пути”

Кабалевский Д. “Хоровод”

Шуман Р. “Совенок”

Кабалевский Д. “Вприпрыжку”

Брамс Й. “Петрушка”

Русская народная песня “Сенокос”

Перселл Г. “Трубный глас”

Чешская народная песня “Пастух”

Волоцкой П. “Хрестоматия педагогического репертуара для трубы». Младшие классы. Ч. 1: I-III классы ДМШ. - М., 1963:

Шейн И. “Гальярда”

Русская народная песня “Уж как во поле калинушка стоит”

Люлли Ж. ”Песенка”

Примерные программы промежуточной аттестации:

1 вариант

Шуберт Ф. “Цветы мельника”

Лысенко Н. «Песня Выборного» из оперы “Наталка-Полтавка”

Дюссек Я. “Старинный танец”

Чешская народная песня “Пастух”

2 вариант

Шуберт Ф. “Форель”

Лойе Ж. «Гавот»

Чайковский П. “Старинная французская песенка”

Русская народная песня “Сенокос”

3 вариант

Перселл Г. “Трубный глас”

Моцарт В. «Вальс»

Кабалевский Д. “Хоровод”

Русская народная песня “Уж как во поле калинушка стоит”

 

Третий класс (2 часа в  неделю)            

Занятия постановки дыхания без трубы.

Базинг на губах и мундштуке.

          На третьем году обучения ученик должен пройти:

Гаммы: Ми мажор, до-диез минор, Ля-бемоль мажор, фа минор, Си мажор, соль-диез минор (все в одну октаву). Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

  • 1-2 произведения крупной формы;          
  • 3-4 этюда  на различные виды техники;
  • 10-12 пьес различного характера, стиля, жанра.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху. 

 

Примерные репертуарные списки:

Упражнения и этюды:

Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие классы. М., 2011

Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.-Л., 1965

Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991

Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 2. М., 2005

Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы. М., 2010

Иогансон А. Избранные этюды.  М., 1999

Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982

Пьесы:

Власов Н. «Золотая труба». Часть 1. Ч. 1-4. М., 2002:

Глинка М. “Попутная песня”

Бетховен Л. «Контрданс»

Гершвин Дж. Колыбельная из оперы “Порги и Бесс”

Бонончини Дж. «Рондо»

Перселл Г. “Трубный глас и ария”

Скрябин А. «Прелюдия»

Чайковский П. «Вальс2 из балета “Спящая красавица”

Бах И.С. «Ария»

Власов Н. «Золотая труба». 2 часть. Ч. 1-4. М., 2002:

Моцарт В. “Майская песня”

Россини Дж. «Марш» из увертюры к опере “Вильгельм Телль”

Гендель Г. “Песнь Победы”

Глюк Х. “Веселый хоровод”

Форе Г. «Мелодия»

Фрескобальди Дж. “Прелюдия и токката”

Дворжак А. «Мелодия»

Верди Дж. «Марш» из оперы “Аида”

Россини Дж. «Хор швейцарцев» из оперы “Вильгельм Телль”

Шуман Р. “Смелый наездник”

Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.-Л., 1965:

Глюк Х. «Гимн» из оперы “Ифигения в Тавриде”

Глюк Х. «Хор» из оперы “Ифигения в Тавриде”

Римский-Корсаков Н. «Третья песня Леля» из оперы “Снегурочка”

Усов Ю. Хрестоматия для трубы.  1-3 классы ДМШ. М., 1983:

Барток Б. “Песня”

Щелоков В. “Шутка”

Гендель Г. “Ларго”

Бах И.С. “Бурре”

Прокофьев С. «Марш»

Шостакович Д. «Колыбельная»

Щелоков В. “Баллада”

Щелоков В. “Маленький марш”

Бах И.С. «Гавот»

Глинка М. “Жаворонок”

Асафьев Б. “Скерцо”

Щелоков В. “Детский концерт”

Моцарт В. «Сонатина»

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:

Глинка М. “Ты, соловушка, умолкни”

Блантер М. «Колыбельная»

Гречанинов А. “На велосипеде”

Чайковский П. “Итальянская песенка”

Щелоков В. «Проводы в лагерь» из «Пионерской сюиты»

Волоцкой П. “Хрестоматия педагогического репертуара для трубы». Младшие классы. Ч. 1: I-III классы ДМШ. - М., 1963:

Гайдн И. “Песенка”

Бетховен Л. “Шотландская песня”

Григ Э. “Норвежская народная песня”

Рамо Ж. «Ригодон»

Григ Э. «Норвежский танец»

Рамо Ж. “Менуэт в форме рондо”

Майкапар С. «Юмореска»

Примерные программы промежуточной аттестации:

1 вариант

Гершвин Дж. Колыбельная из оперы “Порги и Бесс”

Перселл Г. “Трубный глас и ария”

Гайдн И. “Песенка”

Глинка М. “Ты, соловушка, умолкни”

2 вариант

Рамо Ж. “Менуэт в форме рондо”

Верди Дж. «Марш» из оперы “Аида”

Чайковский П. “Итальянская песенка”

Щелоков В. «Проводы в лагерь» из «Пионерской сюиты»

3 вариант

Фрескобальди Дж. «Прелюдия и токката»

Дворжак А. «Мелодия»

Шуман Р. “Смелый наездник”

Асафьев Б. “Скерцо”

Четвертый класс (2,5 часа в  неделю)

           Совершенствование  всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и  художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности.

Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

Занятия постановки дыхания без трубы.

Базинг на губах и мундштуке.

В течение четвертого года обучения ученик должен пройти:     

Гаммы: ре-диез минор, Ми мажор, фа минор (все в одну октаву), Фа-диез мажор, Соль мажор, Ля-бемоль мажор (все в две октавы). Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

  • 1-2 произведения крупной формы;
  • 2-3  этюда или  виртуозные пьесы на различные виды техники;
  • 4-7 пьес различного характера, стиля, жанра, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.  Игра оркестровых партий.

Примерные репертуарные списки:

Упражнения и этюды:

Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Старшие классы. М., 2011

Митронов А. Школа игры на трубе. 2 раздел. М.-Л., 1965

Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М.,1982

Усов Ю. Школа игры на трубе М., 1991

Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 3. М., 2005

Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Старшие классы. М., 2010

Иогансон А. Избранные этюды.  М., 1999

Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982

Пьесы

Власов Н. «Золотая труба». Часть 2. Ч. 1-4. М., 2002:

Форе Г. «Пьеса»

Григ Э. “Норвежский танец” №2

Бах И.Х. “Торжественный марш”

Шуман Р. “Веселый крестьянин”

Рамо Ж. «Ригодон»

Шуберт Ф. “Ave Maria”

Гендель Г. «Пассакалия»

Чудова Т. «Концертная пьеса с вариациями»

Гречанинов А. “Весельчак”

Джоплин С. “Артист”

Рахманинов C. “Русская песня”

Чайковский П. Антракт ко 2 действию балета “Лебединое озеро”

Чайковский П. «Неаполитанский танец» из балета “Лебединое озеро”

Госсек Ф. «Гавот»

Моцарт В. «Рондо»

Сен-Санс К.  «Лебедь» из сюиты “Карнавал животных”

Марчелло Б. “Аллегро” из Сонаты №3

Гайдн Й. “Рондо в венгерском стиле”

Глюк Х. «Мелодия» из оперы “Орфей”

Марчелло А. «Концерт: 2 и 3 части»

Митронов А. Школа игры на трубе. 2-3 разделы. М.-Л., 1965:

Глинка М. “Рыцарский романс”

Моцарт В. “Ave Verum”

Гендель Г. Ария из оперы “Ринальдо”

Усов Ю. Хрестоматия для трубы. Старшие классы. М., 1981

Бах И.С. “Сицилиана”

Глинка М. “Северная звезда”

Чайковский П. “Юмореска”

Римский-Корсаков Н. «Песня индийского гостя» из оперы “Садко”

Гуно Ш. “Серенада”

Тартини Дж. “Ларго и аллегро” из Сонаты g-moll для скрипки и ф-но

Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы Ч. II: 4-5 классы ДМШ. М., 1966:

Бах И.С. “Сарабанда”

Хренников Т. «Как соловей о розе» из музыки к комедии В.Шекспира  “Много шума из ничего”

Гайдн Й. «Каватина» из оратории “Времена года”

Щелоков В. “Арабеска”

Глиэр Р. “Эскиз”

Шостакович Д. «Прелюдия №1»

Бетховен Л. Вариации на тему Гретри из оперы “Ричард Львиное сердце”

Примерные программы промежуточной аттестации:

1 вариант

Григ Э. «Норвежский танец № 2»

Чайковский П. «Неаполитанский танец»

Чудова Т. «Концертная пьеса с вариациями»

2 вариант

Гайдн Й. «Каватина» из оратории “Времена года”

Сен-Санс К. “Лебедь” из сюиты “Карнавал животных”

Глиэр Р. “Эскиз”

Щелоков В. “Арабеска”

3 вариант

Марчелло А. «Концерт 2 и 3 части»

Шостакович Д. «Прелюдия №1»

Пятый класс (2,5 часа в  неделю)

          Главная задача, стоящая перед учащимися пятого класса, - предоставить выпускную программу в максимально готовом, качественном виде. Перед выпускным экзаменом учащийся обыгрывает свою программу на зачетах, классных  вечерах, концертах.

          Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить  в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности.

          Разнообразная по стилям, жанрам учебная  программа должна включать произведения на ранее освоенные приемы  игры, штрихи, их комбинированные варианты.

Базинг на губах и мундштуке.

          Самостоятельная работа над произведением.

  • В течение пятого года обучения ученик должен пройти:

Гаммы: Ля мажор, фа-диез минор, Си-бемоль мажор, соль минор (все в две октавы). Гаммы исполнять в подвижном темпе различными штрихами.

  • 1-2 произведения крупной формы; 
  • 2-3 этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники - требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;
  • 4-5 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

          Чтение нот с листа. Подбор по слуху.   Игра оркестровых партий.

Примерные репертуарные списки:

Упражнения и этюды:

Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Старшие классы. М., 2011

Митронов А. Школа игры на трубе. 3 раздел. М.-Л., 1965

Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть вторая. М., 1982

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991

Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 4. М., 2005

Власов Н.  “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Старшие классы. М., 2010

Иогансон А. Избранные этюды.  М., 1999

Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982

Вурм В. Избранные этюды для трубы. М., 1984

Брандт В. 34 этюда для трубы. М., 1985

Пьесы:

Власов Н. «Золотая труба». Часть 3. Ч. 1-4. М., 2002:

Моцарт В. «Адажио»

Брамс Й. «Вальс»

Обер Л. “Тамбурин”

Шуберт Ф. “Музыкальный момент” №3

Пешетти Д. “Престо”

Гендель Г. «Прелюдия»

Бах И.С. “Ариозо”

Мартини Дж. “Восторг любви”

Дюран А. “Чакона”

Боккерини Л. “Марш” из Соната В-dur

Форе Г. “Павана”

Бах И.Х. “Адажио”

Бизе Ж. Сюита из оперы “Кармен”

Власов Н. Золотая труба. 4 часть. Ч. 1-4. М., 2002

Мусоргский М. “Слеза”

Брамс Й. «Венгерский танец № 5»

Беллини В. «Каватина» из оперы “Норма”

Чайковский П. “Осенняя песнь”

Бетховен Л. «Сонатина»

Клементи М. «Сонатина»

Бах И.С. «Соната 3 и 4 части»

Марчелло Б. Сонаты №№1,2,3,4,5

Марчелло А. «Концерт»

Усов Ю. Хрестоматия для трубы. Старшие классы. М., 1981:

Щелоков В. «Концерт № 3»

Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. II: 4-5 классы  ДМШ. М., 1966:

Асафьев Б. «Скерцо» из Сонаты для трубы и ф-но

Моцарт В. «Сонатина», часть 1

Мусоргский М. «Пляска персидок» из оперы “Хаванщина”

Григ Э. “Сон”

Пуленк Ф. «Новеллетта №1»

МарчеллоБ. «Скерцандо»

Crepin «Historiette

Crepin A. «Le Gateau de Marie

 Gerard Billaudot Editor.

Crepin A. «Nuits Blanches» pour Saxophone et Piano

 Gerard Billaudot Editor

Ferran F. «Baghira»

Haendel G.F. Allegro

M.Mule, Les Classiques

Naulais J. «Pettite Suite Latine»

Vinci  L. «I Sonata»

ЯнгЛ. «Пятичасовой  джайв»  (Young L. «Jive At Five»)

Картер Б. «Легкие деньги» (CarterB. «EasyMoney»)

Хефти Н. «Проницательно»  (HeftiN. «Cute»)

Паркер Ч. «Мои замшевые башмачки»  (ParkerCh. «My Little Suede Shoes»)

Бродбенд А. «Не спрашивай почему» (BroadbendA. «DontAskWhy»)

Льюис Дж. «Джанго»  (LewisJ. «Django»)

Примерные программы итоговой аттестации:

1 вариант

Бах И.С. “Ариозо”

Брамс Й. “Венгерский танец” № 2

Чайковский П. “Осенняя песнь”

Льюис Дж. «Джанго»  (LewisJ. «Django»)

2 вариант

Марчелло Б. «Соната №1 1 и 2 части»

Мусоргский М. Пляска персидок из оперы “Хаванщина”

Бродбенд А. «Не спрашивай почему» (BroadbendA. «DontAskWhy»)

Пуленк Ф. «Новеллетта №1»

3 вариант

Григ Э. “Сон”

Мусоргский М. “Слеза”

Щелоков В. «Концерт № 3»

Паркер Ч. «Мои замшевые башмачки»  (ParkerCh. «MyLittleSuedeShoes»)

Шестой класс (2,5 часа в  неделю)                  

Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником  музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте.

          В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. В связи с этим, педагогу рекомендуется  составлять годовой репертуар года с учетом программных требований профессионального образовательной организации. Участие в классных вечерах, концертах отдела, школы,  конкурсах принесут значительную пользу, придав уверенности в игре.

Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в профессиональные организации. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся особенные требования:

-      к работе над техникой в целом;

-      к работе над произведением,

-      к качеству самостоятельной работы;

-      к сформированности музыкального мышления.

          Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, конкурсах.

          На шестом году обучения ученик должен продемонстрировать:

  • умение сыграть любую (минорную, мажорную) гамму, все виды арпеджио всеми ранее освоенными штрихами, динамикой и т.д. в максимально возможном быстром темпе;

пройти:

  • 1-2 пьесы крупной формы;
  • 3-4произведения разного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов;
  • 1-2 виртуозных произведения.

Чтение нот с листа.  Подбор по слуху.  Игра оркестровых партий.

Примерные репертуарные списки:

Упражнения и этюды:

Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения. Старшие классы М., 2011

Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть вторая. М., 1982

Арбан Ж. Школа игры на трубе. Разделы: Гаммы, трезвучия, доминантсептаккорды. М., 1954; М., 1964; М., 1970

Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Старшие классы М.,2010

Иогансон А. Избранные этюды.  М., 1999

Вурм В. Избранные этюды. М., 1984

Брандт В. 34 этюда для трубы. М., 1985

Пьесы:

Власов Н. «Золотая труба». Часть 5. Ч. 1-5. М., 2002:

Мийо Д. “Маленький концерт”

Зейц Ф. «Концерт Си-бемоль мажор»

Яньшинов А. «Концертино (в русском стиле)»

Фогель И. “Маленький концерт”

Шопен Ф. Этюд №3

Шопен Ф. «Ноктюрн № 2»

Усов Ю. Хрестоматия для трубы. Старшие классы. М., 1981:

Флярковский А. Две пьесы: «Прелюдия», «Юмореска»

Ханус Ж. «Экспромты»

Скарлатти Д. «Соната №17»

Глиэр Р. «Вальс»

 Равель М. “Павана”

 Казелла А.“Болеро”

Сборник Старинные концерты. Редакция Докшицера Т.А., М.1987:

Альбинони Т. «Концерт Es-dur: 3 и 4 части»

Crepin «Historiette

Crepin A. «Le Gateau de Marie

 Gerard Billaudot Editor.

Crepin A. «Nuits Blanches» pour Saxophone et Piano

 Gerard Billaudot Editor

Ferran F. «Baghira»

Haendel G.F. Allegro

M.Mule, Les Classiques

Naulais J. «Pettite Suite Latine»

Vinci  L. «I Sonata»

ЯнгЛ. «Пятичасовой  джайв»  (Young L. «Jive At Five»)

Картер Б. «Легкие деньги» (CarterB. «EasyMoney»)

Хефти Н. «Проницательно»  (HeftiN. «Cute»)

Паркер Ч. «Мои замшевые башмачки»  (ParkerCh. «My Little Suede Shoes»)

Бродбенд А. «Не спрашивай почему» (BroadbendA. «DontAskWhy»)

Льюис Дж. «Джанго»  (LewisJ. «Django»)

Примерные программы итоговой аттестации:

1 вариант

Шопен Ф. «Этюд № 3»

Глиэр Р. «Вальс»

Мийо Д. «Маленький концерт»

Хефти Н. «Проницательно»  (HeftiN. «Cute»)

2 вариант

Зейц Ф. «Концерт Си-бемоль мажор»

Шопен Ф. «Ноктюрн № 2»

Равель М. “Павана”

Картер Б. «Легкие деньги» (CarterB. «EasyMoney»)

3 вариант

Фогель И. «Маленький концерт»

Флярковский А. Две пьесы: «Прелюдия», «Юмореска»

ЯнгЛ. «Пятичасовой  джайв»  (Young L. «Jive At Five»)

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

      Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения образовательной программы учебного предмета «Специальность (труба)», который приводит к формированию комплекса знаний, умений и навыков, таких как:

- наличие     у     обучающегося     интереса    к    музыкальному    искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности инструмента для
достижения      наиболее      убедительной      интерпретации      авторского      текста,
самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных
эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание репертуара для инструмента, включающего произведения
разных стилей и жанров (сонаты, концерты, пьесы,
этюды,     инструментальные     миниатюры)     в     соответствии     с     программными
требованиями;

- знание истории инструмента, основные вехи в его развитии;

- знание      художественно-исполнительских      возможностей  трубы;

- знание конструктивных особенностей инструмента и элементарных правил по уходу за инструментом;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений, умений транспонировать и подбирать по слуху;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;

- навыки     по     использованию     музыкально-исполнительских     средств
выразительности,   выполнению    анализа   исполняемых   произведений,   владению
различными   видами   техники   исполнительства,   использованию   художественно
оправданных   технических приемов;

- наличие   творческой    инициативы,   сформированных   представлений    о
методике    разучивания    музыкальных    произведений    и    приемах    работы    над
исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического,
тембрового слуха;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

      Оценка качества занятий по «Специальности (труба)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

                  В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться прослушивания к конкурсам, отчётным концертам, контрольные уроки, академические концерты. Задачами текущего контроля являются: поддержание учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, повышение уровня освоения текущего учебного материала.

        Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, осуществляется преподавателем по специальности регулярно с периодичностью не более чем через два-три урока в рамках расписания занятий и предполагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитывается при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

 

Задачи текущего контроля:

- поддержание учебной дисциплины;

- выявление отношения учащегося к  изучаемому предмету;

- повышение уровня освоения текущего учебного материала.

Формы текущего контроля: контрольные уроки, прослушивания к конкурсам, отчётному концерту, тематические концерты отделения.

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания для выпускников проводятся по определённому графику в классе в присутствии комиссии, включают в себя элементы беседы с учащимся и предполагают обязательное обсуждение  рекомендательного характера.

          Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, степени подготовки программы, с целью повышения мотивации ученика  к  учебному процессу.  

Прослушивания к конкурсам проводятся в счёт аудиторного времени. Учащимися исполняется программа, соответствующая требованиям того или иного конкурса, в присутствии комиссии и предполагает обязательное обсуждение  рекомендательного характера.

Прослушивания к отчётному концерту школы проводятся по плану работы отделения в присутствии администрации школы и преподавателей отделения в счёт аудиторного времени, и предполагает обязательное обсуждение  рекомендательного характера.

            Прослушивания к тематическим концертам отделения проводятся в рабочем порядке в присутствии преподавателя и зав. отделением

       Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов (технических, переводных), академических концертов и экзаменов. Задача проведения промежуточной аттестации – определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определённом этапе обучения. Зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих четверть или полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на данный учебный предмет. Учащиеся в конце каждого учебного года сдают переводной экзамен.Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Задачи промежуточной аттестации:

- определение качества реализации образовательного процесса;

- выявление качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- определение уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.

Формы контроля промежуточной аттестации: зачеты, академические концерты,  переводные  экзамены.

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты проводятся с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер, в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.  

Академический концерт проводится в счёт аудиторного времени, представляет собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта готовиться с одно произведение из учебной программы. Выступление ученика оцениваться комиссией.

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение подготовленной программы демонстрирует уровень подготовки учащегося на определенном этапе, в конце данного учебного года. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме  программу, переводится в следующий класс

       По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

     Итоговая аттестация проводится в форме экзамена в выпускных классах: 5 (6). Задача итоговой аттестации определить уровень и качество освоения учащимся программы учебного предмета.

2.       Критерии оценки

      Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

       По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка Критерии оценивания исполнения
5 («отлично») Учащийся должен продемонстрировать весь комплекс музыкально-исполнительских достижений на данном этапе, грамотно и выразительно исполнить свою программу (качественное интонирование, звукоизвлечение и достаточно развитый инструментализм).
4 («хорошо»)

При всех вышеизложенных пунктах не достаточно музыкальной выразительности или несколько отстает техническое развитие учащегося.

3 («удовлетворительно»)

 

Исполнение носит формальный характер, не хватает технического развития и инструментальных навыков для качественного исполнения данной программы, нет понимания стиля исполняемых произведений, звучание маловыразительное, есть интонационные проблемы.

2 («неудовлетворительно»)

Программа не донесена по тексту, отсутствуют

инструментальные навыки, бессмысленное исполнение, нечистая интонация, отсутствие перспектив дальнейшего обучения на инструменте.

Зачет (без оценки) Исполнение соответствует необходимому уровню на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

  1. Оценка годовой работы учащегося.
  2. Оценки за академические концерты или экзамены.
  3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

- учащийся должен продемонстрировать:

а) достаточный технический уровень
владения инструментом;

б) убедительно       раскрытый       художественный       образ       музыкального
произведения;

в) понимание и отражение в исполнительской интерпретации понятия стиля
исполняемого произведения.

При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

3.Контрольные требования на разных этапах обучения

Оценки выставляются по окончании четверти и полугодий учебного года. В конце учебного года выставляется итоговая (переводная) оценка.

В течение учебного года учащийся должен выступать не менее 4-х раз:

1-е полугодие

Октябрь - дифференцированный технический зачёт (требования соответствуют программе определённого  класса)

Декабрь – дифференцированный зачёт (две разнохарактерные пьесы)/

2-е полугодие

Февраль -  дифференцированный технический зачёт (гамма и этюд, чтение нот с листа, знание музыкальной терминологии, теоретического материала)

Март - академический концерт (два произведения в соответствии с программными требованиями по определённому классу)

 Май – переводной экзамен (два произведения разного характера, жанра и стиля в соответствии с программными требованиями)

Выпускники в течение года проходят прослушивания /октябрь, декабрь, февраль, апрель/, на которых исполняются произведения выпускной программы. В программу итоговой аттестации включаются:

- произведение крупной формы (две части);

- виртуозная пьеса;

- джазовое произведение, импровизация.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам

      

       Основной частью учебного процесса по «Специальности (труба)» является индивидуальная форма занятий  преподавателя с учеником (урок).

          Как правило, форма урока включает себя разыгрывание (гаммы, упражнения), проверку домашнего задания, основную работу по теме урока и заключительный этап, на котором педагог предлагает способы самостоятельной работы  над тем или иным заданием и фиксирует их в дневнике.

Репертуар учащихся состоит из технического и художественного материала.

Репертуар должен быть разнообразным по стилю, содержанию, форме, жанру, фактуре. При формировании экзаменационных программ за основу был взят общий принцип «сплошной вертикали», т.е. последовательность, постепенность и нарастающая сложность репертуара. При составлении зачетной или экзаменационной программы важно соблюсти все аспекты музыкальных и технических сложностей, освоение которых ученик должен продемонстрировать на данном этапе своего развития.

Комплексный подход, продуманный выбор учебного материала -важнейшие факторы успешного развития учеников.

К началу каждого полугодия преподаватель составляет на каждого ученика индивидуальный план, который утверждает заведующий отделением. В  конце полугодия преподаватель вносит изменения, если они были, и информацию

обо всех выступлениях ученика с оценкой и краткой характеристикой учащегося.

При составлении индивидуального плана необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности, а также степень подготовки учащегося. В репертуар следует включать произведения, доступные с точки зрения технической и образной сложности, разнообразные по стилю, жанру, форме.

Важнейший раздел индивидуального плана - работа над этюдами, гаммами, упражнениями и другим учебно-вспомогательным материалом. При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня исполнительской законченности).

Путь развития ученика определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы, главное, недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности ученика и не соответствующие его возрастным особенностям.

Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. Очень важно показать учащимся, как рационально использовать время, отведенное для работы дома. На уроке необходимо четко ставить конкретные задачи и показывать пути их решения, фиксировать их в дневнике. Это поможет более осознанно строить домашние занятия, развивает навыки самостоятельной работы. В результате учебный процесс проходит значительно плодотворнее.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Они должны быть ежедневными. Количество времени, расходуемого в домашних занятиях, обуславливается степенью сложности проходимого музыкального материала, подготовкой к выступлениям на зачетах и концертах. Кроме того, желательно, чтобы ежедневные домашние занятия были четко распланированы следующим образом:

  1. работа над техническим материалом (гаммы, этюды);
  2. работа над пьесами и произведениями крупной формы;
  3. проработка наиболее трудных эпизодов в изучаемых произведениях;
  4. самостоятельный разбор нового музыкального материала;
  5. посещение  концертов,  спектаклей,  а также  непосредственное  участие
    учащегося в концертной деятельности класса и школы.

Необходимо научить ребенка самостоятельно ставить задачи и решать их в ходе домашних занятий. Кроме того, важно регулярное посещение различных филармонических концертов, музыкальных вечеров, театров, музеев, культурных мероприятий.

Чтобы занятия дома были продуктивнее и интереснее, необходимо научить учащегося самостоятельно и творчески мыслить, уметь четко формулировать проблему на уроке и находить пути ее решения.

Для большей мотивации в домашней работе необходимо чаще менять репертуар, заинтересовывать участием во всевозможных выступлениях, как в качестве солиста, так и в ансамбле. Недопустимо играть одну программу в течение учебного года - это притупляет ощущения музыки, тормозит творческий процесс, вследствие чего самостоятельные занятия дома становятся рутинными, неинтересными и малопродуктивными.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

1. Список нотной литературы

1.Арбан Ж. Школа игры на трубе. М., 1954; М., 1964; М., 1970

2.Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1972

3.Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1982

4.Власов Н. Золотая труба: Школа игры на трубе. Ч. 1-4. М., 2002

5.Кобец И. Начальная школа игры на трубе. - Киев, 1970

6.Колин Ч. Школа игры на трубе. ч.1

7.Липкин Л. Начальные уроки игры на трубе. - М., 1959

8.Лютак Л. Школа игры на трубе. Варшава, 1966

9.Митронов А. Школа для трубы. М.-Л., 1956

10.Митронов А. Школа игры на трубе. М. - Л., 1965

11.Прокофьев С. Практическое пособие игры на трубе. - Л., 1968

12.Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. I - М., 1948

13.Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. II - М., 1948

14.Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. Ill - М., 1948 15.Табаков М. Школа обучения игре на трубе. Ч. 4 - М., 1953

16.Усов Ю. Школа игры на трубе. - М., 1985

17.Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. - М., 1979

 

18.Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. 1: I-III классы ДМШ.  - М., 1963

19.Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. II: 4-5 классы ДМШ.- М., 1966

20.Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-II классы ДМШ. - М., 1973; 1980

21.Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. 3-4 классы ДМШ.- М., 1979

22.Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Старшие классы ДМШ. - М., 1981

23.Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-III классы ДМШ. М., 1983

Сборники этюдов и упражнений для трубы

24.Баласанян С. Избранные этюды для трубы. - М., 1966

25.Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. I. М., 1951

26.Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. II. М., 1952

27.Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. III. М., 1953

28.Баласанян С. 25 легких этюдов. - М., 1954

29.Бердыев Н. Этюды для трубы. - М., 1964

30.Бердыев Н. Легкие этюды для трубы. - Киев, 1968

31.Бердыев Н. Легкие этюды для трубы. Тетр. 1.- Киев, 1969

32.Бердыев Н. 30 этюдов для трубы. Киев, 1976

33.Брандт В. 34 этюда для трубы.- М., 1960

34.Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр. I. Варшава, 1972

35.Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр. II. Варшава, 1972

36.Вурм В. Избранные этюды (62) для трубы. - М., 1948

37.Вурм В. Избранные этюды для трубы. - М., 1984

38.Вурм В. 45 легких этюдов для трубы. М., 1969

39.Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. I. - М., 1960

40.Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. II. - М., 1963

41.Кобец И. Тематические этюды для трубы. Киев, 1969

42.Чумов Л. Этюды для начинающих трубачей. М., 1969

43.Чумов Л. Легкие этюды и упражнения для трубы. М., 1973

44.Чумов Л. Легкие этюды для трубы. - М., 1980

45.Ян-Борисов А.Ежедневные упражнения для трубы. Ч.1-4. М.,2003

46.Альбом ученика-трубача. I-II классы. Сборник. / Сост. Бело-фастов О., Киев, 197

47.Зарубежные классики. Сборник легких пьес. М., 1959

48.Избранные 12 пьес Грига Э. Сборник. М.-Л., 1950

49.Легкие пьесы для трубы. Сборник Болотина С. - Л., 1964

50.Легкие пьесы для трубы Болотина С. Сборник. - Л., 1968

51.Легкие пьесы для трубы. I-III классы. Сборник. Сост. Усов Ю. - М., 1970

52.Легкие пьесы композиторов социалистических стран. Сборник. /Сост. Чумов Л. М., 1974

53.Лубочек. Сборник пьес. / Сост. Шлег Л.-М., 1979

54.Музыка для трубы. Сборник пьес. - Будапешт, 1971

55.Переложения и обработки для трубы и фортепиано. Сборник. /Сост. Болотин С. - М.-Л., 1952

56.Произведения советских композиторов для трубы. Сборник. /Сост. Чумов Л. - М., 1974

57.Пьесы для трубы. Сборник / Ред. Еремина С. - М., 1963

58.Пьесы для трубы советских композиторов. Сборник. М., 1971

59.Пьесы композиторов социалистических стран. Сборник. / Сост. Чумов Л. М., 1975

60.Пьесы русских композиторов. Сборник. / Сост. Новиков В. -М., 1983

61.Пьесы русских композиторов. Сборник. / Сост. Еремин С. -М., 1974

62.Пьесы Шумана Р. (из "Альбома для юношества"). Сборник. - М., 1965

63.Пьесы советских композиторов. Сборник. / Сост. Чумов Л. - М., 1978

64.Пьесы советских композиторов для трубы. Сборник. / Сост. Чумов Л. - М., 1980

65.Русские классики. Сборник легких пьес. / Сост. Волоцкой П., Липкин Л. - М., 1960

66.Сборник педагогического репертуара ДМШ / Сост. Еремин С. - М., 1954

67.Сборник пьес для трубы. / Сост. Табаков М., Орвид Г. - М., 1954

68.Сборник пьес для трубы / Сост. Озол К. Рига, 1962

69.Сборник пьес для трубы. № 1. - Прага, 1969

70.Сборник пьес для трубы. № 2. - Прага - Братислава, 1969

71.Сборник пьес для трубы. / Сост. Крумифер Г. - Лейпциг, 1969

72.Сборник пьес для трубы венгерских композиторов. - Будапешт, 1971

73.Сборник пьес произведений русских композиторов / Ред. Орвида Г. М., 1947

74.Сборник пьес советских композиторов для трубы. М., 1966

75.Сборник танцев и мелодий для трубы. / Сост. Калиновский И.. -Варшава, 1964

76.Старинные концерты для трубы. Сборник. / Сост. Докшицер Т. - М., 1976

77.Советские композиторы. Сборник легких пьес для трубы. /Сост. Волоцкой П., Липкин Л.. М., 1961

78.Старинные сонаты для трубы. Сборник / Сост. Селянин А. - М., 1977

79."Три пьесы" Щелокова В. Сборник. М.- Л., 1951

80.Учебный репертуар ДМШ. I класс. Сборник пьес. - Киев, 1978

81.Учебный репертуар ДМШ. II класс. Сборник пьес. - Киев, 1979

82.Учебный репертуар ДМШ. III класс. Сборник пьес. - Киев, 1980

2. Список методической  литературы

1.Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986. С.24-39.1983. Вып. 4. С. 6-19

2.Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971

3.Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976

4.Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971

5.Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956

6.Волков Н.В. Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. Материалы научно- практической конференции. М., 1997. С 45-47

7.Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142

8.Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука. 9.Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38

10.Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987

11.Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956

12.Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М.,  1986. С. 65-81

13.Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994

14.Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956

15.Докшицер Т.А. Трубач на коне. М., 1996

16.Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сб. тр. Тамбов, 1994. С.43-54

17.Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986

18.Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сб. тр. Вып. 45. М., 1979

19.Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр., М., 1986

20.Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998

21.Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990

22.Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988

23.Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982

24.Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355

25.Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982

26.Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр. Вып. 103, М., 1990

27.Теория и практика игры на духовых инструментах. Сб. ст. Киев, 1989

28.Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986

29.Усов Ю.А. Методика обучения игры на трубе. М., 1984

30.Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975

Версия для слабовидящих

  • Фортепиано
  • Скрипка
  • Народные инструменты
  • Духовые и ударные инструменты
  • Народное сольное пение
  • Академическое сольное пение
  • Эстрадно джазовое сольное пение
  • Изобразительное искусство
  • Хореографическое искусство