ocenka_kachestva

8. УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ.

 

Детская школа искусств – это уникальная часть отечественной педагогической системы дополнительного образования, способная обучать детей-инвалидов, исходя из их индивидуальных возможностей и особенностей, сочетать различные формы обучения и виды искусств, направленные на личностное развитие каждого обучающегося, удовлетворение эмоциональных, интеллектуальных, познавательных потребностей и творческое развитие детей, требующих повышенного внимания. В МБОУ ДОД  ДШИ № 3 имени М.И. Глинки обучение детей-инвалидов является комплексным, обеспечивает реализацию заложенного в ребёнке потенциала, полноценное развитие ребёнка и его интересов. Дополнительное образование детей-инвалидов в ДШИ может в дальнейшем им помочь адаптироваться к жизни и, что немало важно, удовлетворить потребности семьи.

Главной целью обучения детей-инвалидов в рамках возможностей МБОУ ДОД ДШИ № 3 имени М.И. Глинки педагогический коллектив Школы видит в создании условий для качественного дополнительного образования и социализации детей - инвалидов, их социальной реабилитации. Мероприятия, направленные на создание условий для получения дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, планируются и ориентированы на выполнение следующих основных задач:

- проведение мероприятий, способствующих социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;

- выявление и реализация творческих способностей учащихся данной

  категории;

- создание условий для получения детьми-инвалидами возможности

  дополнительного образования по специальностям инструментального,

  вокального исполнительства, изобразительного искусства в двух

  направлениях: художественно-эстетическом и профессионально

  ориентированном;

- ежегодная корректировка адаптированной для детей-инвалидов

  дополнительной общеобразовательной программы в области

  инструментального, изобразительного искусства и рабочих программ по

  учебным предметам, а также специального рабочего учебного плана;

- воспитание толерантности со стороны подрастающего поколения к людям с

  ограниченными возможностями.

8.1.Основные направления проводимой работы:

  • Повышение качества работы с детьми данной категории через повышение квалификации и методической компетенции преподавателей, учитывающую особенности работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Школы.
  • Обеспечение психолого-педагогической помощи и социальной поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а, в итоге, и их семей.

Школа создаёт все необходимые условия для указанных категорий детей. Формы дополнительного образования, специфика ведения образовательного процесса в Школе располагает специальными условиями, создающими дополнительные общеобразовательные программы в области искусств доступными для освоения. В Школе имеется подъёмник наклонный для перемещения инвалидов, обеспечивающий свободный доступ в здание школы детям с болезнями опорно-двигательного аппарата. Детям-инвалидам, которые временно, по состоянию здоровья не могут посещать Школу, по просьбе родителей ребёнка имеется возможность проведения занятий по месту жительства. При необходимости, сроки обучения могут быть увеличены, что и предусматривают адаптированные программы, созданные преподавателями Школы.

Для содействия детям с ОВЗ в реализации их права на получение дополнительного образования в области искусств, возможности для сдачи выпускных экзаменов рассматриваются индивидуально в каждом отдельном случае, соответственно с особенностями состояния здоровья данной категории выпускников.

В настоящее время в Школе обучается четверо детей-инвалидов. Степень имеющейся инвалидности и развития этих детей соответствуют возрастной норме и в целом позволяют им обучатся по обычным дополнительным программам вместе с остальными детьми. И все же, вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута детей, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается исходя из потребностей  особенностей развития и возможностей ребенка с непосредственным участием его родителей (законных представителей).

8.2.Образовательные программы, методическая работа, составленные для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, методические разработки:

                                                                                                               Таблица № 44 

           

№пп Наименование программы,  мет.работы Срок обучения Составитель
1.

Музыкальный инструмент Фортепиано. Развитие ансамблевых и других исполнительских творческих навыков» (Общеразвивающая программа)

4 года В.В.Киселёва
2.  «Живопись» (комплексная предпрофессиональная программа) 5(6)лет Ю.С.Холодная
3. Работа с детьми-инвалидами  и детьми с ОВЗ  - одно из важных направлений в современной музыкальной педагогике» (методическая разработка)    - И.Н.Абрамова

Образовательные  программы дают возможность формировать необходимые знания и умения у детей с имеющимися заболеваниями.           Это и овладение навыками игры на музыкальных инструментах, и занятия прикладным и художественным творчеством, хоровым пением, изучение теории и истории музыки, истории изобразительного искусства. Программы, составленные преподавателями Школы, обеспечивает гибкость образовательного процесса и предполагают в дальнейшем обновляться, изыскивать эффективные методы работы для успешного обучения и творческой реабилитации детей. Очень важно, что дети - инвалиды не чувствуют себя изолированными в школе. Дети, наряду со здоровыми сверстниками - активные участники многочисленных культурно-массовых мероприятий: внутришкольных, городских, областных, а также международного значения - имеют личные высокие достижения. Преподаватели отмечают прилежность у этих учеников, необычайную чувствительность к музыке, изобразительному творчеству, раскрепощённость, достигаемую посредством творчества. Как следствие высокого профессионализма преподавателей, работающих с детьми-инвалидами – успешная подготовка талантливых детей к профессиональным конкурсам различного уровня. Концерты, персональные выставки, конкурсы помогают раскрыть таланты детей – инвалидов и придают им уверенности в свои силы, формируют связи со здоровыми детьми-сверстниками, дают почувствовать себя равными среди всех участников мероприятий.

К настоящему моменту в Школе сформировались два направления в обучении детей-инвалидов: общеразвивающее и предпрофессиональное. При успешном овладении комплексом умений и навыков, полным курсом обучения дети получат свидетельства об окончании Школы, что является важным фактором социальной поддержки, возможностью продолжить образование в средних музыкальных или художественных образовательных учреждениях.

Кроме индивидуальной работы с детьми, обучающимися в Школе, ведётся культурно-массовая деятельность в специализированных коррекционных образовательных учреждениях, где проводятся концерты классической, народной и современной музыки, выставки художественного творчества для детей-инвалидов, а также с их участием.

Ежегодно, в течение восьми последних лет, Школа проводит отчётный концерт и выставку детских творческих работ учащихся МБОУ ДОД ДШИ № 3 имени М.И. Глинки  в рамках благотворительного проекта Школы «Мисс музыки». Дети из детского дома № 1, социального приюта «Надежда» являются и участниками проекта, и приглашенными в зал зрителями, которым всегда вручаются подарки. Проект осуществляется при поддержке Ростовской администрации и учредителя Школы, управления культуры города Ростова-на-Дону. Одна из целей проекта – осуществление социально-направленных благотворительных акций, привлечение внимания со стороны государственных и коммерческих организаций к творчеству детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников детских домов. Проводится в поддержку Ростовской региональной благотворительной общественной организации «Дети в беде», областного детского гематологического Центра.

 

 

8.3.Психолого-педагогическая поддержка детей, требующих повышенного внимания (детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья)

Для поддержки детей-инвалидов, создания оптимальных условий для их гармоничного и полноценного развития, образовательный процесс сопровождает педагог-психолог. Деятельность педагога-психолога направлена на формирование коммуникативных навыков, диагностику и контроль процесса социализации и интеграции в социум, отработку навыков эффективного преодоления стрессовых состояний во время выступлений, конкурсов и т.п., достижение необходимого баланса эмоциональной лабильности-ригидности, формирование саморегулирующегося поведения; стимулирование самореализации, помощь в профессиональном самоопределении посредством психодиагностической, информационно-просветительской работы, создание позитивной Я - концепции, адекватной самооценки, повышение психолого-педагогической компетенции детей, преподавателей и их родителей. В рамках диагностической работы с помощью тестовых методик была исследована социальная адаптация детей в учебно-воспитательном процессе, проведена диагностика наличия кризисных состояний. Родителям детей-инвалидов постоянно оказывается консультативная помощь, с которыми проводятся индивидуальные встречи по вопросам развития, воспитания, поддержки детей.

Выводы:

Во исполнение Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008г, вступившем в силу 22 декабря 2013 г., "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (п.18) Школы ведёт необходимую работу по организации  образовательного процесса с детьми-инвалидами по дополнительным общеобразовательным программам. Педагогический коллектив Школы намерен продолжать и совершенствовать работу с данной категорией обучающихся.

Версия для слабовидящих

  • Фортепиано
  • Скрипка
  • Народные инструменты
  • Духовые и ударные инструменты
  • Народное сольное пение
  • Академическое сольное пение
  • Эстрадно джазовое сольное пение
  • Изобразительное искусство
  • Хореографическое искусство