ocenka_kachestva

11.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ №3 ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ.

 

11.1. Деятельность методической службы, назначение, содержание, цели и задачи

Введение дополнительныхпредпрофессиональныхпрограммв областиискусств обуславливает необходимость поиска реализациисовременных подходовк организации методическойработы. Качествопедагогической деятельности имеет важнейшее значениедля развитиявсей системы образования.Сегодня чрезвычайновостребован педагог,личностныеипрофессиональныекачествакоторогооказались бына уровнесложности стоящихпередобществомзадач. Такие требования должны быть подкрепленысоответствующимиусловиями,ибобез качественнойподготовкипреподавателя, безегосоциальнойзащиты,без обеспеченияего необходимымиусловиямитруда, безмотивацииего успешности высокогокачестваобразования недостичь.

ВнастоящеевремявШколе сложилсявысококвалифицированный педагогическийколлектив.Втожевремя,при достаточновысоком общем уровнеквалификации, педагогический коллективШколы неоднороденпо возрасту,педагогическому опыту,профессионализму.

ВМуниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детской школе искусств № 3 имени М.И. Глинки города Ростова-на-Донусложилась устойчивая, работоспособная система методической службы, имеющая следующие структурные подразделения:

- тематический педсовет;

- методический совет;

- учебно-методические отделения.

Деятельность перечисленных структур регламентируется локальными актами:

-  Положением о педагогическом совете.

-  Положением о методическом совете.

-  Положением об учебно-методическом отделении.

Стабильность данной системы даёт возможность применять различные формы методической работы, что делает методическую работу полезной и привлекательной для преподавателей, концертмейстеров Школы. В любом звене данной системы есть возможности для каждого преподавателя  проявления его творческих  способностей, для самореализации, что особенно отличаетпреподавательский коллектив Школы.

 

11.2.Характеристика компонентов системы методической работы с педагогическими кадрами в школе.

- Тематический педсовет.

Тематический педсовет находится на вершине системы методической работы школы, что представляется вполне закономерным, если учесть его роль в жизни школы. Тематические педсоветы проводятся по намеченному плану и определяют стратегию и тактику работы преподавательского коллектива, направленную на повышение качества образовательной деятельности.

- Методический совет.

Методический совет руководит деятельностью методических объединений. Цель деятельности методического совета – организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят заместители директора по учебной работе, заведующие  школьных учебно-методических отделений.

- Учебно-методическое отделение - главная структура, объединяющая учащихся и преподавателей одной специальности, организующая учебно-воспитательный процесс и методическую работу преподавателей. Это коллегиальный орган школы, способствующий повышению качества образования, исполнительской и творческой деятельности обучающихся, профессиональной мотивации, методической культуры преподавателей и развитию их творческого потенциала. В Школе функционируют 11 учебно-методических отделений, координирующих учебно-воспитательный процесс, методическую деятельность и культурно-просветительскую работу. Планирование работы отделения строится в соответствии с задачами Школы, отделения, проблемными полями деятельности всех подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год.

 

11.3.Назначение методической службы Школы

На современном этапе, методическая служба предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагога, повышение его профессионального мастерства. Созданная в школе модель методической службы вполне обеспечивает действенность системы внутришкольного управления в совершенствовании и развитии всей жизнедеятельности Школы  и способствует повышению профессиональной компетентности, росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала. Методическая работа в школе ведётся на структурных подразделениях по различным направлениям искусства и решает задачи обеспечения эффективной и оперативной информации о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательно-воспитательного процесса, создания условий для внедрения и распространения положительного опыта, инноваций; обеспечивает диагностику и объективный анализ результатов, стимулирует педагогическое творчество. Благодаря чёткой организации деятельности всех структурных подразделений, разрабатываются планы и программы повышения квалификации, готовятся рекомендации для утверждения или обсуждения их на педсовете, оценивается деятельность преподавателей, даются рекомендации по аттестации, повышению квалификационных категорий. Доминирующими направлениями методической работы коллектива являются разработки рабочих предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ учебных предметов по всем дисциплинам учебных планов. В созданных программах достаточно четко прослеживается новая направленность и содержание обучения. Обновлены программы художественно-эстетической направленности, проведена большая работа по обновлению репертуарных списков на исполнительских отделениях. Созданные варианты программ, безусловно, являются лишь отправной точкой, их нельзя рассматривать как окончательный вариант. Требования современности, накапливаемый в процессе работы опыт предполагают дополнения, изменения и уточнения.

В школе проводятся методические чтения, семинары-практикумы, «круглые столы», выставки, тематические методические недели, методические оперативки. На базе школы действует стройная система повышения квалификации по специально-разработанным учебно-тематическим планам и темам самообразования.

Основное назначение методической службы Школы на современном этапе связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития преподавателей на основе выявления их индивидуальных особенностей и состоит в следующем:

- обеспечение реализации Программы развития школы;

- удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников;

- выявление, оформление и сопровождение педагогического опыта.

Отсюда следуют задачи методической работы:

- разработка фондов оценочных средств;

- формирование инновационной направленности в деятельности

  преподавательского коллектива школы, проявляющейся в систематическом

  изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе

  по внедрению достижений в области художественной педагогики и

  практики.

- повышение уровня теоретической (предметной), психолого-педагогической

  подготовки преподавателей;

- разработка рабочих  образовательных программ, вариантов учебных

  планов;

- обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами

  обучения и воспитания;

- оказание методической помощи преподавателю на диагностической

  индивидуальной и дифференцируемой основе.

- оказание консультативной помощи преподавателям  в организации

  педагогического самообразования по  намеченным  темам самообразования,

  участие в разработке единой методической темы школы;

- повышение исполнительского, творческого уровня, общей педагогической

  культуры преподавателя.

11.4.Методический ресурс.

Методический ресурс Школы составляют нормативные документы, основные и рабочие образовательные программы учебных предметов, фонды оценочных средств, методические разработки, методические рекомендации, сборники педагогического репертуара, пособия, сценарии, аудио и видео материалы. Методические разработки представляют собой изучение передового, обобщение личного педагогического опыта, выявляют и решают проблемы обучения детей. Методические работы находятся в методических кабинетах учебно-методических отделений Школы в открытом доступе и могут быть использованы преподавателями в педагогической практике в качестве основного и дополнительного материала.

Методические разработки, методические доклады преподавателей МБОУ ДОД ДШИ № 3 имени М.И. Глинки

Таблица № 49

Название методической разработки, методического доклада Ф.И.О. автора – преподавателя МБОУ ДОД ДШИ №3 имени М.И.Глинки
ФОРТЕПИАННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
1. «Развитие полифонического мышления у начинающего музыканта» Методический доклад преп.Кияновой С.А.
2. «Нейропсихологическая основа развития общих познавательных способностей ребёнка в процессе музыкального обучения» Методическая разработка преп.Соколовской Н.М.
3 «Помощь родителей в организации домашней работы учащихся» Методический доклад преп.Кучеренко А.Б.
4 «Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей» Методическая разработка преп.Тищенко Н.Н.
5 «Публичные выступления как фактор повышения мотивации обучения» Методическая разработка преп.Ермоловой М.Н.
6 Работа с детьми-инвалидами  и детьми с ОВЗ  - одно из важных направлений в современной музыкальной педагогике» Методическая разработка преп. Абрамовой И.Н.
7 «Артикуляция» Методический докалд преп.Поантен Н.М.
8 «Развитие технических навыков в начальном обучении уч-ся. Инструктивный материал как важный фактор технического развития в процессе обучения по предпрофессиональной программе» Методический доклад преп.Киселёвой В.В.
СТРУННОЕ  ОТДЕЛЕНИЕ
9 «Подбор Скрипичного репертуара» Методический доклад преп. Дриго Т.В.
10 «Развитие слуха как основа интонирования на смычковых инструментах» Методический доклад преп. Сагиновой Л.В.
11  «Штриховая техника правой руки скрипача. Особенности и приёмы изучения штрихов» Методический доклад преп. Сагиновой Л.В.

ОТДЕЛЕНИЕ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ДУХОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Методический семинар

Тема: ««Использование преподавателями ДШИ в творческой, профессиональной деятельности современных технологий».»

 
12 «Развитие музыкально-слуховых ощущений в процессе становления юного музыканта» Методический доклад преп.Бездольного В.Н.
13  «Пути профилизации технического и художественного материала в процессе обучения по предпрофессиональным программам в ДШИ»

Методический доклад

преп.Асланян Г.А.

14 «Влияние занятий духовыми инструментами на здоровье обучающегося» Методический доклад преп.Груша А.В.
 
15 «Исполнительское дыхание музыканта-духовика» Методический доклад преп. Головинова С.Е.
16  «Развитие исполнительской техники музыканта-духовика» Методический доклад преп. Швикова А.В.
17 «Анализ современных методик развития технического потенциала у уч-ся баянистов-аккордеонистов в ДШИ» Методический доклад преп. Эргановой В.С.
ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ , АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ
18 «Модернизация системы художественного  образования в сфере культуры и искусства с сохранением традиций лучших российских школ» Доклад на педагогическом совет зам.директора по УР,  зав.отделением Л.М.Алпатовой
19 «Гигиена и охрана голоса детей» Методическая работа преп. Кондратенко Д.А.
20 «Распевание на уроках академического вокала» Методическая работа преп. Гавриленко А.П.

ОТДЕЛЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

21  «Методика творческого поиска в работе над городским пейзажем (акварель)». Методический доклад преп.Овчаренко К.А.
22 «К вопросу об исследовании развития пространственных представлений у учащихся на начальном этапе обучения рисунку». Методическая разработка преп Кореневой Е.В.
23 «Идейная направленность в развитии творческих способностей». Методическая разработка преп Марцевой  М.Н.
24 «Мировые инновации в изобразительном искусстве. Новейшие искусства XXI века и зависимость от них художественного образования

Методическая разработка преподавателей Кравцовой  Е.С.,

Холодной Ю.С., Марцевой М.Н.

 

                                          Семинар-практикум

«Этико-эстетическая направленность художественного диалога в образовании»

25

«Диалог. Система взаимоотношения педагога с учащимися на уроках изобразительного искусства». Методическая разработка преп.Кравченко А.И.
26 « Формирование духовно-творческой  сферы личности в творческом процессе». Методический доклад преп. Холодной Ю.С.

27

«Человек, как субъект искусства. Становление личности». Методический доклад преп. Кравцовой Е.С.
28 «Художественный диалог- опыт постижения духовности». Методический доклад преп. Марцевой М.Н.
                                           ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
     

29

 «Сохранение народных традиций в школе народно-сценического танца». Методический доклад преп. Журибеда А.Н.
30 « Исторический музей танца Игоря Моисеева » - доклад преп. Журибеда А.Н. Методический доклад преп. Журибеда А.Н.
31 «Соединение новых стилей в современном эстрадном танце» Мастер - класс преп.Ожеговой А.А.
32 Модерн – Джаз на новом уровне» Мет. разработка и показательный урок преп.Журавлёвой Т.В.
33 « Манера исполнения в народно - сценическом танце» Мастер- класс преп. Журавлёвой Т.В.
Тематическая методическая неделя

34

Тема: « Сохранение школы народно - сценического  танца по учебным предметам  ОП «Хореографическое искусство» Отв.Журибеда А.Н.

35

« Проработка battement frappe,  ronde  jambe en l air

Середина allegro, 2,4 pordebras.Элементарное adagio. пальцевая техника»  (классический танец)

Методические разработки преп. Журибеда А.Н.

36

37

 «Сюжетный танец » (народно - сценический танец

« Развитие координации движений   «ритмика и танец)  

« Современная хореография в новом контексте (современный эстрадный танец)

Методические разработки преп. Журавлёвой Т.В.

Методическая рахработка преп.Ожеговой А.А.

38

« Мазурка. История развития » Методический доклад  преп. Журибеда А.Н.

39

«Грация» - фестиваль формы хореографического искусства Отв.Журибеда А.Н., Журавлёва Т.В., Ожегова А.А.
      ОТДЕЛЕНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКИ И  ИСТОРИИ ИСКУССТВ
40  «Поиск новых технологий освоения интервалов в курсе сольфеджио учащимися начальных классов ДШИ.» Круглый стол (ведёт  Червинская Н.В.)
41 «Дидактические песни по сольфеджио на стихи  разных поэтов для учащихся 1-3 классов» Презентация  сборника преп..Червинской Н.В
42 «Общеразвивающее сольфеджио» Презентация  сборника преп.Червинской Н.В
  Клуб педагогических знаний «Познай себя» Презентация сборника и мастер-класс преп.Шапарчук О.В.
44

Работа над созданием нового учебника по русской музыкальной литературе;

подготовка иллюстраций будущего учебника и музыкального материала (нотное приложение и аудио файлы).

 Червинская Н.В.
           

 

Открытые и показательные тематические уроки

Таблица № 47

1. «Работа над произведениями виртуозного характера с учащимися старших классов фортепианного отделения» Урок преп.Васильевой О.Ю. с  учащейся 6 класса Явриянц Анастасией.
2.  «Особенности работы над вариационными циклами» Урок преп.Тищенко Н.Н. с учащейся 5 класса Дзюба Оксаной
3.  «Музыкально-техническое развитие уч-ся гитаристов на начальном этапе музыкального образования» Урок преп. Порядиной Н.О.
4. «Роль аппликатуры и начальные навыки смены позиций уч-ся гитаристов» Урок преп.Шакурова Н.Н.
5. «Работа над художественным произведением в ДШИ на примере пьесы для ксилофона Ф. Крюгера «Телль-Фантазия» Урок преп. Дыкань А.В.
6. «Начало работы над преходом в позиции в младших классах» Урок преп. Сагиновой Л.В.
7 «Работа над первоначальными навыками звуковыстных представлений в аспекте организации рациональных движений левой руки скрипача» Урок преп. Шевелёва А.В.
8 «Двойные ноты на начальном этапе обучения» Урок преп.Дриго Т.В.
9 «Удивительный букет» - живопись  Урок преп.Кореневой Е.В.
10  «Птицы» - графика, карандаш, тушь. Урок преп.  Овчаренко К.А.
11  «Весна идет» - ритм пятен» Урок преп. Марцевой М.Н.
12  «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства» Урок преп. Холодной Ю.С.
13 Мелодический диктант (1 класс предпроф.) Урок преп.Шапарчук О.В. 
14 «Вхождение в картину» на примере  полотен  русских  художников  второй половины 19 века»

Открытый урок-игра

Преп Позюбан С.А.

15 «Слуховой анализ  интервалов и аккордов» (3 класс) Урок преп.тБогоявленской В.А.
16  «Простые интервалы: техника построения, интонирования и определения на слух» (2 класс) Урок преп.тКоробковой Е.В.
17  «Виртуальная экскурсия по Лувру» Урок преп. Позюбан С.А.
  «Исторические и мифологические темы в   искусстве  разных эпох». Урок преп. Позюбан С.А.
18 «Календарные песни» Урок преп. Медведевой В.С. с ансамблем «Светлица»

Формы, методы и содержание методической деятельности проектируются, исходя из запросов педагогов, изучения их потребностей в профессиональном развитии.

Формы методической работы:

- методическая работа отделений;

- работа преподавателей по индивидуальным планам и темам

  самообразования;

- тематические педагогические педсоветы;

- открытые, показательные тематические уроки;

- творческие отчёты (концертные программы, выставки творческих работ и

  др.);

- тематические методические Недели;

- методико-исполнительские семинары;

- «круглые столы», дискуссии;

- мастер-классы;

-  методические консультации;

-  методические оперативки;

- методические рекомендации;

- система повышения квалификации (на базе школы по учебно-методическим планам, на Курсах повышения квалификации Министерства культуры Ростовской области, в Центре повышения квалификации и переподготовки кадров при РГК (академии) им. С.В.Рахманинова, РКИ, в других действующих организациях повышения квалификации);

- работа по подготовке преподавательских кадров к аттестации на

  квалификационные категории;

- взаимообмен преподавательским опытом;

- деятельность творческих групп преподавателей по подготовке к

  тематическим педсоветам, семинарам и др.

Методическая поддержка преподавателей

Информационно-методическая помощь - предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, программам, новым педагогическим технологиям, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей.

Консультативно-методическая помощь - систематическая работа по консультированию преподавателей в широком диапазоне: от тематических консультаций до профессионально-психологических консультаций по личным затруднениям, выявление и обобщение передового педагогического опыта, разработка мероприятий по обновлению содержания и организационных форм дополнительного образования.

Методическая помощь - оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, организация и проведение экспериментальной работы, первичная экспертная оценка программ.

С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока, изучения опыта работы коллег, обмена опытом по вопросам преподавания отдельных предметов организована работа в виде взаимопосещений уроков. Взаимопосещения осуществляются в соответствии с графиком, фиксируются в специальных книгах, в которых содержатся выводы, обмен мнениями, рекомендации. За отчётный период преподаватели посетили более 120 уроков.

Самообразование преподавателей

В рамках работы учебно-методических отделений организуется самообразование преподавателей по индивидуальным маршрутам. Этот компонент занимает особое место в системе методической работы и в обеспечении её целостности. Знания, полученные и обдуманные преподавателем самостоятельно, становятся его убеждением, поэтому самообразование занимает особое место в системе методической работы. Если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной и осуществляться в тех объёме и темпе, которые необходимы каждому преподавателю. А это возможно только в условиях самостоятельной образовательной деятельности. Организовать же её эффективнее всего можно в рамках учебно-методического отделения. На заседаниях преподаватель отчитывается о проделанной работе по самообразованию, представляя итоги в различных формах: доклады, открытые уроки, творческие отчёты. Всё это планируется заранее и контролируется заведующим отделением. Самообразование преподавателей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования. Темы самообразования, план и формы самообразования отражаются в личных программах деятельности преподавателя.

Темы самообразования:

Отделение народных и духовых инструментов

преп. Асланян Г.А.: Г.И. Шахов «Игра по слуху, чтение нот с листа и транспонирование»;

преп. Эрганова В.С.: А. Судариков «Методика обучения игре на баяне»;

преп. Фельдман Е.Г.: Н. Платонов «Методика игры на флейте»

преп. Бездольный В.А.: В Кирьянов «Школа игры на гитаре». Стиль «Фламенко».

Хореографическое отделение

преп. Журибеда А.Н., Журавлёва Т.В.

 « Результативные методики преподавания хореографических дисциплин».

Повышение квалификации

Плановое повышение квалификации на областных курсах (преп. Малейко Г.В., Коробкова Е.В.)

Посещение мастер-классов, семинаров и конференций: «Аккордеон плюс»

( преп. Асланян Г.А., Эрганова В.С.)

Подготовка к аттестации на соответствие занимаемой должности преподавателей отделения. Подтвердили преподаватели Александров А.Ю. Каспарова Л.А., Марцева М.Н., Кучеренко А.Б.

Подготовили и сдали пакеты документов на присвоение первой и высшей квалификационных категорий преподаватели Холодная Ю.С., Марцева М.Н.

Выводы и рекомендации

В целом, методическое сопровождение обеспечивает образовательный процесс в полном объёме. Ведётся плановое повышение квалификации, 100% педагогических работников повысили квалификацию на курсах, в консерватории, РКИ, РКК, на внутришкольных семинарах, а также путём посещения мастер-классов, обмена опытом и самобразования.

Совершенствование качества методическогообеспечения проводить в рамкахинновационнойобразовательнойработы, отражающейсовременныефакторы итенденции образовательной деятельности.

Активизироватьучастие преподавателейв конкурсахнаучно- методических работи педагогического мастерства,продолжатьработупо разработке и подготовке к сертификации новыхметодических и учебных пособий. Постоянновести работу по совершенствованиюи модернизациирабочих образовательныхпрограмм.

Версия для слабовидящих

  • Фортепиано
  • Скрипка
  • Народные инструменты
  • Духовые и ударные инструменты
  • Народное сольное пение
  • Академическое сольное пение
  • Эстрадно джазовое сольное пение
  • Изобразительное искусство
  • Хореографическое искусство