ocenka_kachestva

Управление культуры города Ростова-на-Дону

Муниципальноебюджетноеучреждениедополнительногообразования

Детскаяшкола искусств №3имениМ.И.Глинки

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

 

 

 

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

ПО. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01.УП.04.КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

 

 

Срок обучения 8(9) лет

Срок освоения программы 6 (7) лет

 

 

 

 

 

 

 

Ростов – на – Дону

 2015 г.

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

Методическим советом  МБУ ДО ДШИ №3

им. М.И.Глинки

«26» августа  2015г. (Протокол №1)

 ПРИНЯТО

Педагогическим советом МБУ ДО ДШИ № 3 им. М.И.Глинки

«26» августа   2015 г.

(Протокол № 1)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДШИ № 3 им. М.И.Глинки

____________ М.П.Алпатов

Приказ № 27 - 1 /ОД

«27 » августа   2015г.

 

Разработчик: А.Н.Журибеда,  заведующая учебно-методическим отделением хореографии ,  преподаватель высшей  квалификационной категории МБУ  ДО ДШИ № 3 им. М.И. Глинки г. Ростова-на-Дону, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов.

Рецензенты: Е.Г.Маслакова, преподаватель хореографических дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО РО «Ростовский колледж культуры»;

                      Г.В.Максимова, зам.директора по учебной работе МБУ ДО ДШИ №3 им.М.И.Глинки, Заслуженный деятель ВМО.

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

I.       Пояснительная записка                                                       

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

   учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

II.      Содержание учебного предмета                                          

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III.    Требования к уровню подготовки  обучающихся  

         

IV.     Формы и методы контроля, система оценок                    

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                 

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

 

VI.     Списки рекомендуемой   методической литературы                                                                                                                                   

- Список рекомендуемой методической литературы;

 

I.       Пояснительная записка

 

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Рабочая программа  учебного предмета ПО.01.УП.04  «Классический танец»  разработана  на  основе  примерной предпрофессиональной  программы  преподавателей детских хореографических школ и школ искусств  (разработчики: М.Е. Бейникова, преподаватель Орловской детской хореографической школы,Е.А. Иванова, преподаватель Детской школы искусств имени С.Т.Рихтера города Москвы,О.А. Савина, преподаватель Детской школы искусств имени С.Т.Рихтера города Москвы, почетный работник культуры города Москвы. Главный редактор  И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук, Москва, 2012г.) и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Сохранение единства пространства образовательного процесса Российской Федерации в сфере культуры и искусства наша первоначальная задача в современное время. При разработке программ мы учитываем преемственность поколений.

Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.

Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров». Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Именно на уроках классического танца осуществляется профессиональная постановка, укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащихся, воспитание чувства позы и музыкальности.

Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией. Программа организует работу преподавателя, устанавливает содержание, объем знаний и навыков, которые должны усвоить учащиеся в течение каждого года обучения. В ней поэтапно,  с возрастающей степенью трудности,  изложены элементы экзерсиса, разделов adajio, allegro, пальцевой техники.

Ее освоение способствует формирова­нию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллектив­ного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фанта­зии, раскрытию индивидуальности.     

  1. Срок реализации учебного предмета «Классический танец»

          Срок реализации данной программы составляет   6 лет (при 8-летней образовательной программе «Хореографическое творчество).  Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области  хореографического искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год ( 9 класс).

           3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Классический танец».

                                                                                              Таблица 1 

Срок реализации образовательной программы

«Хореографическое творчество» 8 (9) лет

Классы/количество часов

3-8 классы 9 класс

Количество часов

(общее на 6 лет)

Количество часов

(в год)

Максимальная нагрузка

(в часах)

1023 165
Количество часов на аудиторную нагрузку 1023  165
Общее количество часов на аудиторные занятия 1188
Классы 3 4 5 6 7 8 9
Недельная аудиторная нагрузка 6 5 5 5 5 5

5

    

В данной таблице представлен один из вариантов распределения часов недельной аудиторной нагрузки, при этом образовательное учреждение может применять иное распределение часов по годам обучения.

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), занятия с мальчиками по предмету «Классический танец» - от  3-х человек, рекомендуемая продолжительность урока – 40-45 минут.  

          5. Цель и задачи учебного предмета

          Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Задачи:

  • знание балетной терминологии;
  • знание элементов и основных комбинаций классического танца;
  • знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы в танцевальных комбинациях;
  •  умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, со­хранять рисунок  танца;
  • развитие детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к танцу и классической музыке,  желания слушать и исполнять ее;
  • укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащегося;
  • воспитание чувства позы и музыкальности как первоосновы исполнительского мастерства, без которой невозможно  самоопределение в выбранном виде искусства;
  • приобретение учащимися опорных знаний, умений и способов  хореографической  деятельности, обеспечивающих в совокупности  необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с    хореографией, самообразования и самовоспитания;
  • развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства  метроритма, музыкальной  памяти;
  • развитие музыкального восприятия как универсальной музыкальной способности ребенка;
  • развитие внимания, воли и памяти ученика, выработка твердости  характера, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения выдерживать высокую степень физического  и нервного напряжения;
  • умение планировать свою домашнюю работу;
  • умение осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
  • умение давать объективную оценку своему труду;
  • формирование навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и участниками образовательного процесса;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению и  художественно-эстетическим  взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,  определению наиболее эффективных способов достижения результата.

 

  1. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-  распределение учебного материала по годам обучения;

-  описание дидактических единиц;

-  требования к уровню подготовки обучающихся;

-  формы и методы контроля, система оценок;

-  методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ);

- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего  движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей  для повышения общего уровня развития обучающегося);

- практический  (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); 

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы при изучении классического танца в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях  в хореографическом образовании.

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
  • наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;
  • помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
  • костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
  • раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей. 

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов,  костюмерной.

 II.     Содержание учебного предмета "Классический танец"

          Сведения о затратах учебного времени,предусмотренного на освоение учебного предмета «Классический танец», на максимальную нагрузку обучающихся  на  аудиторных занятиях:

                                                                                             Таблица 3

Срок обучения 8 (9) лет

  Распределение  по годам обучения
Классы   1                                         2   3                                     4   5   6   7   8   9

Продолжительность

учебных занятий в году (в неделях)

-

-

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

- - 6 5 5 5 5  5 5

Общее максимальное количество часов по годам

(аудиторные занятия)

- - 198 165 165 165 165 165 165
Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия) - - 1023 165
- - 1188

 

 Проводятся консультации с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Требования по годам обучения

Настоящая программа составлена традиционно:  включает основной комплекс движений – у станка и на середине зала и дает право преподавателю на творческий подход к ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей  9-15 лет.   

Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в развитии - от простого к сложному.     

Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:

а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями; 

б) изучение  движения и работа над движениями в комбинациях.

Урок для женского класса состоит из 4-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro, экзерсис на пальцах (на пуантах).

Урок для мужского класса состоит из 3-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro.

Содержание программы

8-летний срок обучения

3 класс

(1-й год обучения)

          Постановка корпуса, ног, рук и головы. Изучение основных движений классического танца в чистом виде и в медленном темпе. Развитие элементарных навыков координации движений и музыкальности.

Экзерсис у станка

1. Позиции ног – I, II, III,V.

2. Позиции рук – подготовительное положение; 1, 2, 3 позиции рук.

3. Demi-pliés– по I, II и V позициям.

    4. Grandpliés по I, II, и V позициям.

5. BattementstendusизI позиции, после усвоенияизVпозиции:

в сторону, вперед, назад;

с demi-pliés  в сторону, вперед, назад;

demi-pliés воII позиции без перехода  и с переходом с опорной ноги;

с опусканием пятки во II позицию;

с passé par  terre.

6. Plié-soutenus  - в сторону, вперед, назад.

7. Battementstendusjetésиз I и V позиции в сторону, вперед, назад.

8. Demi-rond de jambe  и  rond de jambe par terre en dehors  и en dedans (вначалеобъясняетсяпонятие en dehors  и en dedans).

9. Положение surlecoudepiedспереди, сзади и обхватное.

10. Battementsfondus – в сторону, вперед и назад носком в пол.

11. Battementsfrappés – в сторону, вперед и назад носком в пол.

    12. Battements  retires sur le cou-de-pied.

13. 1-ое portdebras.

14. Battementsreleveslents на 45° и на 90° из I и V позиции в сторону, вперед и назад.

15. Grandsbattements  jetesизI и V позицй в сторону , вперед и назад.

16. Перегибы корпуса  назад, в сторону (лицом к  станку).

17.Relevés на полупальцы  вI, II, V позицияхc вытянутых ног и cdemiplies.

18. Pasdebourrée с переменой ног ( лицом к станку).

Середина зала

1. Позиции ног – I, II, III,V.

2. Позиции рук – подготовительное положение; 1,2,3 позиции.

3. Demi-pliés – по I, II и Vпозициям en face.

4. Grand plies в I и II  позициям en face.

5. Battements tendus:

из  I и Vпозиций во всех направлениях;

с demi-pliés  во всех направлениях.

6.  Рlié-soutenus во всех направлениях.

7.  Demi-rond   de jambe par  terre en dehors и en dedans.

8. Relevés  в I и II  позициях  на полупальцы:

  • с вытянутых ног;
  • с demi-plies.

     9. 1-е port de bras.

Allegro

Первоночально все прыжки изучаются лицом к станку.

1. Temps sauté  по I, II, и V позициям.

2. Pas èchappé  во II позицию.

3.  Changement de pieds. 

4. Трамплинные прыжки.

5. Pasbalance.

В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

Во втором полугодии – переводной экзамен (зачет).

Требования к переводному контрольному уроку (зачету)

Переводной контрольный урок (зачет) проходит в форме урока, в который преподаватель включает пройденный за учебный год материал, составляя его в элементарные комбинации. Учащиеся должны грамотно и музыкально выполнить этот урок.

4 класс

(2-й год обучения)

Дальнейшее развитие координации движений у станка и на середине зала. Изучение поз:  croisee, efface  вперёд, назад;  I, II, III arabesque носком в пол.  Освоение поворотов головы и более сложных движений. Продолжение развития выразительности на середине зала: введение в упражнения port de bras. Первоначальное знакомство с техникой полуповоротов на  двух ногах и движений на пальцах. Повторение ранее пройденных прыжков и изучение новых. Простейшее сочетание элементарных движений.

 

Экзерсис у станка

1. Позиция ног – IV.

2. Demi-plies в IV позиции.

3. Grand-plies в IV позиции.

4. Battements tendus:

с demi-plie в IV позиции без перехода и с переходом с опорной ноги;

double (двойное опускание пятки) во II позицию.

5. Battements tendus jetes piques вовсехнаправлениях.

6. Rond de jambe par terre en dehors и en dedans на demi-plie.

7. Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans.

8. Battements fondus  на 45° во всех направлениях.

9. Battements soutenus  во всех направлениях  носком в пол.

10. Battements frappes на 30° во всех направлениях.

11. Battements doubles frappes во всех направлениях носком в пол.

12. Rond de jambe en l’ air en dehors и en dedans.

13. Petits battements sur le cou-de-pied.

14. Battementsdeveloppes:

  • вперед, в сторону, назад;
  • рassé совсехнаправлений.

15. Grands battements  jetes pointes вовсехнаправлениях.

16.  3-е  port  debras.

17. Releves на  полупальцы в  IV позиции.

Середина зала

1. Положение epaulement croisee и effacee.

2. Позы: croisee, effacee вперед и назад; I, II и IIIarabesques носком в пол.

3. Demi-plies в IV и V позициях en face и epaulement.

4. Grand-plies в I, II позициях en face; в V позиции en face и epaulement crоiseе.

5. 2-еport de bras.

6. Battements tendus:

  • впозах crоiseе effacee;
  • с опусканием пятки  во II позицию и с demiplieво II позиции без переходаи с переходом с опорной ноги;
  • passe  par  terre;
  • с demiplie в V позиции во всех направлениях и позах.

7.Battements tendus jetes:

  • изI и V позиций во всех направлениях;
  • piques в сторону, вперёд и назад.

8. Rond de jambe par terre en dehors иen dedans.

9. Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans.

10.Battementsfondus во всех направлениях носком в пол и на 45о.

11. Battements soutenus во всех направлениях носком в пол.

12.Battementsfrappesво всех направлениях  носком в пол и на 30°.

13. Battements releves  lents на 90°  во всех направлениях.  

14. Grands battements  jetes на 90° во всех направлениях.   

15. Pas de bourree спеременойног en face иокончаниемв epaulement.

16. Releves  на  полупальцы  в  IVпозициисвытянутыхноги с demi-plie.

17. Temps lie par  terre вперединазад.

Allegro

  1. Pas assemble с открыванием ноги в сторону.
  2. Sissonne simple en face ивпозах.
  3. Sissonne fermeе в сторону.
  4. Petit pas chasse во всех направлениях en face и в позах.
  5. Pas balance в позах.

Экзерсис на пальцах

Лицом к станку:

  1. Releves по I, II и V позициям.
  2. Pas echappe из  V позиции во  II позицию.
  3. Pas assemble soutenu en face с открыванием ноги в сторону.
  4. Pas de bourree suivi  по V позиции на месте и с продвижением в сторону.
  5. Pas de bourree спеременойног en dehors и en dedans.

На середине зала:

  1. Pas couru  вперед и назад.
  2. Pas de bourree suivi на месте,  с продвижением  в сторону и en tournant. 

 

          В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

          Во втором полугодии – контрольный урок (зачет).

 

 

Требования к переводному контрольному уроку (зачету)

Во втором и последующих классах зачёт проходит в форме контрольного урока, в который преподаватель включает весь пройденный за  год материал  в танцевальные комбинации. Учащиеся должны грамотно, музыкально и выразительно исполнить этот урок.

5 класс

(3-й год обучения)

Повторение ранее пройденного материала. Развитие силы и выносливости ног за счет ускорения темпа исполнения, увеличения количества каждого тренируемого движения. Продолжение развития координации: усложнение техники исполнения ранее пройденных движений, изучение новых более сложных движений, расширение их комбинирования в упражнениях, исполнение отдельных движений на полупальцах (у станка). Развитие выразительности: ввод в тренировочные упражнения 3-го port de bras у станка и на середине зала, использование epaulement и поз на середине зала.

Изучение прыжков с окончанием на одну ногу.

 

Экзерсис у станка

  1. Большие и маленькие позы: croisee, effacee, ecartee  вперед и назад,  II arabesque  носком в пол  (по мере усвоения позы вводятся в различные  упражнения).
  2. Battements   tendus  в маленьких и больших позах.
  3. Battements  tendus  jetes:
  • в  маленьких и больших  позах;
  • balancoirе  en face.
  1. Demi-rond  de jambe  и rond de jambe на 45°навсейстопе en dehors и en dedans.
  2. Battements  fondus:
  • на полупальцах;
  • c plie-releve.
  1. Battements  soutenus сподъёмомнаполупальцына 45°вовсехнаправлениях.
  2. Battements  doubles frappes  на 30° во всех направлениях.
  3. Flic вперёд и назад на всей стопе.
  4. Petit  temps releves  en dehors и en dedans навсейстопе.
  5.  Petits battements  sur le cou-de-pied наполупальцах.
  6. Pas tombe на месте, другая нога в положении sur le cou-de-pied.
  7.  Pas coupe на всю стопу и на полупальцы.
  8. Battements releves lents  и battements  developpes на  90°:
  • в позах croisee, effaceе;
  • battements developpes passé.
  1. Grands  battements  jetes:
  • в больших  позах;
  • pointee en faсe.
  1.  Releves  на полупальцы с работающей ногой в положении sur le cou-de-pied.
  2.  1-e  и 3-е  port de bras с ногой, вытянутой  на носок вперёд, назад и в сторону.
  3. Поворот fouette en dehors и  en dedans на ¼ и ½  круга с носком на полу, на вытянутой ноге и на demi-plie.
  4.  Полуповороты в V позиции к станку и от станка с переменой ног на полупальцах,   начиная с вытянутых ног и с demi-plie.
  5.  Soutenu en tournant en dehors и en dedans по 1/2 поворота, начиная из положения носком в пол.

Середина зала

1 . Большие и маленькие позы: croisee; effacee; ecartee; I, II и III arabesques   (по мере усвоения позы вводятся в различные упражнения).

2.  Grands plies в IV позиции  в позах  croisee и effacee.

3.  Battements  tendus в больших и маленьких позах:

  • с demi-plie в IV позиции без перехода с опорной ноги и с переходом;
  • double (с двойным опусканием пятки в II позицию).

4. Battements  tendus jetes:

в маленьких и больших позах;

balancoire en faсe.

5. Round de jambe par terre en dehors и en dedans на demi-plie.

  1. на 45° en dehors и en dedans.
  2. вмаленькихпозахна 45°ис plie-releve en face.

8. Battements doubles frappes носкомвпол en face.

9. Petits battements  sur le cou-de-pied.

10. Rond de jambe en l’air en dehors и en dedans.

11. Battemenst  releves lents впозах croisee и efacee,;  ви III arabesques.

12. Battements developpes en face вовсехнаправлениях.

13.Grands  battements  jetes: 

  • в больших позах;
  • pointes en face.

14. Temps  lieparterreс перегибом корпуса.

  1. °
  2. °

Allegro

  1. Temps saute no IV позиции.
  2. Grand changement de pieds.
  3. Petit changement de pieds.
  4. Pas echappe на IV позицию.
  5. Pas assemble с открыванием ноги вперёд и назад en face  и в маленьких позах.
  6. Pas jete с открыванием ноги в сторону.
  7. Sissonne fermee  en face во всех направлениях.
  8. Pas de chat.
  9. Pas glissade  в сторону.
  10. Pas emboite вперёдиназад sur le cou-de-pied.
  11. Temps leve в I arabesque ( сценический

Экзерсис на пальцах

  1. Releve по IV позиции en face и маленьких позах croisee  и effacee.
  2. Pas assemble soutenu с открыванием ноги в сторону, вперед и назад en face.
  3. Pas echappe по  II  позиции с окончанием на одну ногу, другая нога в положении sur le cou-de-pied.
  4. Pas echappe в IV позицию в позы croisee, effacee.
  5. Pas de bourree с переменой ног en face и с окончанием в epaulement.
  6. Pas glissade с продвижением вперёд, в сторону и назад.
  7. Pas de bourree suivi во всех  направлениях, в  маленьких и больших позах.
  8. Sisonne simple en face.

 

6 класс

(4-й год обучения)

          Активно вводятся полупальцы в упражнениях у станка.  Изучение полуповоротов на одной ноге у станка.  Начало изучения pirouette на середине зала. Усложнение сочетаний дви­жений, необходимое для дальнейшего развития координации. Работа над выразительностью и музыкальностью  исполнения движений.

 

Экзерсис у станка

  1. Demi-rond de jambe и rond de jambe на 45° на всей стопе и на полупальцах.
  2. Battements  soutenus на 45°  с подъемом на полупальцы в маленьких позах.
  3. °.

4. Flic вперед и назад с подъемом на полупальцы.

5. Battements  frappes  на полупальцах во всех направлениях  en face  и в позах.

6. Battements  double  frappes на полупальцах  во всех направлениях  en face,  в позах и с окончанием  в demi plie.

7. Rond de jambe en l’air наполупальцах.

8. Petit temps releve en dehors и en dedans  сокончаниемнаполупальцы.

9. Battements developpes:

  • в позе ecarteе вперед и назад;
  • attitude  croisee и effacee;
  • II arabesques на всей стопе и  с подъемом на полупальцы.
  1. на 90° en dehors и en dedans навсейстопе.

11. Grands  battements    jetes  pointes  впозах.

12. 3-е рогt de bras - исполняется с demi-plie на опорной ноге.

13.Полуповороты на одной ноге en dehors и en dedans:

  • с подменой ноги на всей стопе и на полупальцах;
  • с работающей ногой в положении sur le cou-de-pied.

14. Полный поворот (detourne) к станку и от станка в V позиции с переменой ног на полупальцах.

Середина зала

  1. Rond de jambe на 45°навсейстопе en dehors и en dedans.
  2. Battements  fondus с plie-releve  в маленьких позах.
  3. Battements  soutenus и в маленьких позах носком в пол и на 45° на всей стопе.
  4. Battements  frappes  впозахна 30°.
  5. Battements  doubles  frappes  в маленьких позах на 30° и с окончанием в demi-plie.
  6. Flic вперёд и назад на всей стопе.
  7. Рas tombe на месте,  другая нога в положении sur le cou-de-pied.
  8. Pas coupe на всю стопу, другая нога в положении sur le cou-de-pied.
  9. Grands  battements  jetes  pointes  впозах.
  10. Поза IV arabesque носком в пол.
  11. 4-еи 5-е port de bras.
  12. Поворот  fouette en dehors  и en dedans на   ¼  круга  c носком  на полу, на вытянутой ноге и на demi-plie.
  13. Preparation к pirouette и pirouette en dehors и en dedans со II позиции.

Allegro

  1. Double pas assemble.
  2. Pas echappe  по IV позицию на croiseе с окончанием на одну ногу, другая нога в положении sur le cou-de-pied.
  3. Pas jete en face  ивпозах.
  4. Pas coupe.
  5. Sissonne ferme во всех направлениях и позах.
  6. Pas de basque  вперёдиназад.
  7. Sissonne  ouvert на 45° en face  во всех направлениях.
  8. Pas emboite вперёд на 45° на месте.                                                      
  9. Pas balance во всех направлениях и en tournant  на ¼ круга.

 

Экзерсис на пальцах

  1. Pas echappe по IV позиции с окончанием на одну ногу, другая - в  положении sur le cou-de-pied вперёд и назад.
  2. Pas  assemble  soutenu  впозах.
  3. Pas de bourreе без перемены ног из стороны в сторону носком в пол.
  4. Pas glissаde  вперед, в сторону и назад в маленьких и больших позах.
  5. Temps lie par terre.
  6. Sissonne simple en face ивпозах.
  7. Pas jete (pique):
  • на месте с открыванием ноги в сторону;
  • с продвижением  вперед, в сторону, назад, другая нога в положении sur le cou-de-pied.
  1. Pas coupe-ballonnее  с открыванием ноги в сторону.
  2. Sus – sous в маленьких и больших позах.

7 класс

(5-й год обучения)

Развитие устойчивости. Введение полупальцев в некоторые движения на середине за­ла. Ускорение темпа исполнения движений (некоторые движения исполняются восьмыми долями). Начало освоения движений en tournant. Продолжение изучения pirouette. Начало изуче­ния заносок. Дальнейшее развитие координации движений во всех разделах урока.

 

Экзерсис у станка

  1. Grands plies с port de bras (безработыкорпуса).
  2. Battements  tendus  pour batterie.
  3. Ronddejambe на 450 endehors и endedans на полупальцах и на demi-plie.
  4. Battements  fondus с plie-releve и demi-rond  на 45°
  5. Battements  soutenus на 90° en face ивпозах.
  6. Battements  frappes с releve наполупальцы.
  7. Battements  doubles  frappes  с releve наполупальцы.
  8. Flic-flac en face на всей стопе с окончанием на полупальцы.
  9. Pas tombe с продвижением и окончанием носком в пол, sur le cou-de-pied и на 450.
  10. Rond de jambe en l air en dehors и en dedans  сокончаниемна demi-plie.
  11.  Battements  releves lents и battements developpes:

с подъемом на полупальцы и полупальцах;

на demi-plie.

  1. Grand rond de jambe  на 90° en dehors и en dedans en face.
  2.  Grands  battements jetes  passe par terre c окончаниемнаносоквперёдиназад.
  3. Полуповоротынаоднойногенаполупальцах en dehors и en dedans (работающаяногавположении sur le cou-de-pied) сприёма  pas tombe.
  4.  Preparation  к  pirouette sur le cou-de-pied en dehors и en dedans с V позиции.
  5. 3-е рогt de bras  c ногой, вытянутой на носок назад на plie  (с растяжкой) без перехода и  с переходом с опорной ноги.

Серединазала

1.Grands plies c port de bras (безработыкорпуса).

2.Battements  tendus en tournant en dehors и en dedans на 1/8 , 1/4 круга.

  1. Battements fondus с plie releve и demi-rond на 45° en face навсейстопе.
  2. ° во всех направления и позах.

5. Battements  doubles  frappes:

  • с releve на полупальцы;
  • с окончанием в demi-plie en face и в позы.

6. Pastombe  с продвижением и окончанием surlecou-de-pied, носком в пол и на 450

  1. Поза IV arabesque на 90°

8. Grand rond de jambe developpe en dehors и en dedans en face иизпозывпозу.

9. Grands  battements jetes  впозе IV arabesque.

10. 3-е port de bras сdemi-plie наопорнойноге.

11.  6-е portde bras.

12. Pas de bourree dessus-dеssous en face.

  1. Pasdebourreeballotee на  effaceе и croiseе носком в пол и на 45°

14. Pas glissade en tournant c продвижением в сторону по полному повороту.

15. Pas glissade en tournant en dedans подиагонали.

16. Preparation к pirouette sur le cou-de-pied с IV и V позиций.

17. Поворот fouette en dehors  и  en dedans на   ½   круга en face из позы в позу  c носком  на полу  на вытянутой ноге и на demi-plie.

18. Pirouette en dehors  и en dedans со II позиции.

Allegro

  1. Temps saute no V позиции с продвижением вперед, в сторону и назад.
  2. Changement de pieds с продвижением вперёд, в сторону и назад.
  3. Pas echappe battu.
  4. Sissonne ouverte par developpe на 45°впозах.
  5. Pas echappe на II позицию en tournant no 1/4 и 1/2 поворота.
  6. Pas   assemble   с  продвижением en face и в позах.
  7. Pas jete с продвижением во всех направлениях с ногой в положении sur le cou-de-pied.
  8. Pas emboite вперёд на 45° с продвижением и поворотом вокруг себя.
  9. Temps leve с ногой в положении sur le cou-de-pied.
  10.  Sissonne tombe en face ивпозах.

Экзерсис на пальцах

  1. Pas echappe en tournant на II позицию по 1/4 поворота.
  2. Pas   assemble   soutenu en tournant en dehors и en dedans по ½ поворотаиполномуповороту.
  3. Sissonne simple en tournant по 1/4 поворота.
  4. Sissonne  ouverte pas  developpe на 45° во всех направлениях и позах.
  5. Pas de bourree ballotte на croisee  и  effacеe носкомвполина 45°
  6. Pas jete (pique) в позы  на 45° с окончанием в demi-plie.
  7. Pas jete fondu по диагонали вперёд и назад.
  8. Soutenu en tournant en dehors и en dedans,  начиная из положения носком в пол.             
  9. Preparation к pirouetteendehors и endedans из  V и IV позиции и pirouette из V  позиции.

 

 

8 класс

(6-ый год обучения)

          Работа над устойчивостью на полупальцах и пальцах в больших позах. Увеличение физической нагрузки с целью дальнейшего развития силы ног и выносливости учащихся. Исполнение упражнений на середине зала en tournant. Продолжение освоения техники pirouette. Изучение заносок, прыжков на пальцах. Работа над музыкальностью и артистизмом.

Экзерсис у станка

  1. ° en face на всей стопе и полупальцах.                                                                                      споворотомна ¼  и ½  круга.                                         

3. Flic-flac en dehors и en dedans en tournant по ½ поворота.                                                                                                                             4. Grand rond de jambe jete en dehors и en dedans.                                

5.Rond de jambe  en l air en dehors и en dedans c releve и  plie-releve наполупальцы.     

6. Battements  releves lents и battements developpes  с  demi-plie ипереходомсногинаногу.

  1. и grand rond de jambe developpe изпозывпозу.                                                                                                         8. Grand  battements jetes developpes («мягкие»навсейстопе.                                                                                                                9. Поворот fouette en dehors и en dedans на ¼ и ½ кругасногой, поднятойвпередилиназадна45°наполупальцахис demi-plie.
  2. Soutenu en tournant en dehors и en dedans, начиная во всех направлениях на 45°.

11. Pirouettes en dehors и en dedans  изV позиции.

 

Серединазала

1. Battements tendus en tournant en dehors и en dedans на  ¼  и  ½  круга.

2. Battements tendus jetes en tournant en dehors и en dedans по 1/8  и 1/4 круг.

3.  Rond de jambe par terre en tournant en dehors и en dedans no 1/8 и 1/4 круга.

4.  Battements  fondus наполупальцах  en face ивпозах.

  1. Battementssoutenusна 45°enfaceи в маленьких позах на полупальцах.

6.  Battements frappes и battements  doubles  frappes en tournant en dehors и en dedans по 1/8 и ¼ круганоскомвполина 300.

7. Petits  battements sur le cou-de-pied  наполупальцах.

8. Flic-flac на всей стопе, с подъемом на полупальцы  и с окончанием в позы на demi-plie.

9. Rond  de  jambe  en l air  en dehors и en dedans сокончанием  в  demi-plie.                

10. Battements  releves lents  и  battements developpes  с  demi-plie испереходомсногинаногуen face ивпозы.                                                                                               

11. Temps lie  на 90 с переходом на всю стопу.                                       

12. Grands  battements  jetes  passe par  terre c  окончанием на носок вперёд или  назад en face и в позах.                                                                                                           

  1. е  ballotte  на 45° en tournant.                                                             

14. Pas de bourreе  en tournant  спеременойног  en dehors и en dedans.                                                 15.  Pirouette en dehors и en dedans  из  V и   IV позиций  с окончанием в V позицию.            

16. Pas glissade en tournant   подиагонали (2-4).

17. Pirouettes  en dedans   c coupe-шагаподиагонали (рirouettes - piques) 4-8

 

Allegro

1. Pas echappe на IV позицию   на ¼ и ½  поворота.                                            

2.  Pas assemble с продвижением с приёмов pas glissade и coupe-шаг.         

3. Pas de chat  с броском ног назад.                                                       

4. Pas jete во всех направлениях с ногой, поднятой на 45°.                                   

5. Pas ballonеe  во всех направлениях en face и позах на месте и с продвижением.

6. Temps lie sauté. 

7. Grande sissonne  ouverte во всех позах без продвижения.                                                                                                                       8.  Royale.                                                                                                                      

9.  Entrechat-quatre.

 

Экзерсис на пальцах

1.  Pas echappe en tournant  по  II и IV позициям  на  1/4 и 1/2 поворота.                 

2. Pas de bourree ballotte en tournant  по ¼ поворот.

3. Pas de bourree dessus-dessous en face.

4. Pas glissade en tournant  с продвижением в сторону en dehors и en dedans no 1/2 поворота и полному повороту.

5. Sissonne  simple en tournant  по 1/2 поворота.

6. Pas ballonne во всех направлениях и маленьких позах(2-4).

7. Pastombe  из позы в позу на 450

8. Pas jete в больших позах.                                                                                 

9. Рirouetteendehors и endedans из IV позиции.                                  

10. Soutenu en tournant en dehors и en dedans,  начиная из положения носком в пол.       

11 . Changement de pied.

9 класс

(7-ыйгодобучения)

          Введение более сложных форм adajio с переменой темпа внутри комбинации и усложненной работой корпуса. Tour lent в больших позах. Изучение pirouette с продвижением по диагонали. Изучение заносок с окончанием на одну ногу. Раскрытие индивидуальности учащихся через музыкальный характер танцевальных комбинаций.

 

Экзерсис у станка

1. Battements fondus на 90 0  на полупальцах в позах.

2. Flic-flac en tournant en dehors и en dedans сокончаниемна 450  en face.                                

3. Battements releves lents и battements developpes:

  • с plie-releve en face и в позах;
  • tombes с окончанием носком в пол. 

4. Grands  battements  jetes:

на полупальцах;

grand  battements  jetes  developpes ( «мягкие» battements) на полупальцах;

через passé на 900

5. Soutenu en tournant en dehors и en dedans, начиная  со всех направлений на  90и больших  поз.

 6. Pirouette en dehors и en dedans начиная с открытой  ноги в сторону  на 450

7. Pirouette en dehors и en dedans с temps releve.

Серединазала

1. Battements tendus jetes en tournant en dehors и en dedans no 1/4 и 1/2 круга.

2. Rond de jambe par terre en tournant en dehors и en dedans по 1/4 и 1/2 круга.                     

  1. ° en face и в позах, на всей стопе и на полупальцах.

4. Petits pas jetes en tournant по 1/2 поворота с продвижением в сторону.

5.Tour lent en dehors и en dedans на ¼ поворота в больших позах.

6. Grands   battements  jetes через passé на 90°

7.  Pirouette  en dehors и en dedans  из V, IV и II  позиций  с окончанием в V, IV позиции – 2 рirouettes.

8. Pirouette  en dehors из V   позиции по одному подряд (2-4).

9. Pas glissade en tournant  подиагонали (6-8).

10. Tours chaines (4-8).

 

Allegro

1. Pas echappe battu сокончаниемнаоднуногу.

2. Pas assemble battu.

3. Pas jete с продвижением с ногой, поднятой на 45° во всех направлениях и позах и с приемов pas glissade, pas coupe, coupe-шаг.

4. Sissonne ouverte на 45° в маленьких позах с продвижением.

5. Temps leve с ногой, поднятой на 45° во всех направлениях и позах.

6. Grand pas assemble  в сторону и вперед с приёмов

  • из V позиции;
  • coupe-шаг;
  • pas glissade.

7. Grand pas emboite.

8. Temps glisses (скользящее движение вперед и назад на demi-plie) в позах I и IIIarabesques.

9. Tour en l'air (мужской класс).

 

Экзерсисна  пальцах

1. Pas de bourreе en tournant en dehors и en dedans:

с переменой ног;

dessus-dessous. 

2. Petit pas jete   en tournant  по ½ поворота с продвижение в сторону.                

3. Releves  на   одной ноге, другая в положении sur le cou-de-pied и на 45°  (2-4).            

4. Pas польки во всех направлениях..                                                                                                                    

5. Grande sissonne ouverte во всех направлениях и позах без продвижения.                                

6. Pirouettes  en dehors из V позиции по одному подряд (2-4).

7. Pas glissade en tournant c продвижением  по диагонали.(4-6).                 

8. Temps saute  по V позиции на месте и с продвижением.                                                

9. Changement de pied с продвижением во всех направлениях и en tournant. 

Результатом  освоения дополнительной предпрофессинальной образовательной программы  учебного  предмета  «Классический танец» является сформированный  комплекс  знаний,  умений  и  навыков,  таких,  как:

- знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на  сцене;

- знание балетной терминологии;

- знание элементов и основных комбинаций классического танца; знание   особенностей   постановки  корпуса,   ног,   рук,   головы, танцевальных комбинаций;

- знание средств создания образа в хореографии;

- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

- умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;

- умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;

- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;

- умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;

- умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;

- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;

- навыки музыкально-пластического интонирования;

- навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;

- навыки публичных выступлений.

    1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы "Классический танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:  контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.  

Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в форме просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя средства и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. 

 

 

Критерии оценки качества исполнения

         

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачете  и экзамене выставляется оценка по пятибалльнойшкале:

Таблица 3

Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;
4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном);
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение   анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.;
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета;
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на  контрольном уроке;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному с учетом индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных, физических, музыкальных данных, уровня его подготовки.

Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Классический танец».   

Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.

С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль посещения балетных спектаклей, просмотр видео материалов.

Следуя лучшим традициям русской  балетной школы,  преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, вариации, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца  и разучивании хореографического произведения.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, вариации, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Особое место в работе занимает  развитие танцевальности, которой  отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий.

Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, - важнейшими средствами хореографической выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.

В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживатьсвязь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман  план каждого урока.

В начале полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса. При составлении  календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.

                              VI.     Список   методической литературы      

  1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца». СПб: «Планета музыки», 2010
  2. Базарова Н.П. «Классический танец». СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009
  3. Барышникова Т. «Азбука хореографии». СПб: «Люкси» и «Респекс»,1996
  4. Блок Л.Д. «Классический танец». М.: «Искусство», 1987
  5. Ваганова А.Я.   «Основы классического танца». СПб: «Лань», 2007
  6. Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993
  7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца». Л.: «АРТ». 1992
  8. Головкина С.Н.  «Уроки классического танца в старших классах».      М., Искусство, 1989
  9. Звездочкин В.А. «Классический танец». СПб: «Планета музыки», 2011
  10. Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011
  11. Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца». Л.: Искусство, 1981
  12. Костровицкая В.С.,  А. Писарев «Школа классического танца».  Л.:  Искусство, 1986
  13. Красовская В.М. История русского балета.  Л., 1978
  14. Красовская В.М. Агриппина Яковлевна Ваганова.  Л.: "Искусство", 1989
  15. Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести.  М.: "Аграф", 1999
  16. Мессерер А. «Уроки классического танца». М.: «Искусство»,1967
  17. Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки по классическому танцу» / Методическое пособие для преподавателей. Харьков, 2010
  18. Тарасов Н.  «Классический танец».  М.: Искусство, 1981
  19. Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства». М.: Искусство,1987
  20. Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа». СПб: «Лань», 2009
  21. Ярмолович Л. «Классический танец». Л.: «Музыка», 1986
Версия для слабовидящих

  • Фортепиано
  • Скрипка
  • Народные инструменты
  • Духовые и ударные инструменты
  • Народное сольное пение
  • Академическое сольное пение
  • Эстрадно джазовое сольное пение
  • Изобразительное искусство
  • Хореографическое искусство