ocenka_kachestva

Управление культуры города Ростова-на-Дону

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств № 3 им. М.И. Глинки города Ростова-на-Дону

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

            в области музыкального искусства

«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Ростов-на-Дону

2016

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

МБУ ДО ДШИ № 3

им. М.И. Глинки

«22» июня 2016 г.

(Протокол № 4)

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБУ ДО ДШИ № 3

им. М.И. Глинки

«23» июня 2016 г.

(протокол № 6)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДШИ

№ 3 им. М.И. Глинки

___________ М.П. Алпатов

Приказ № 45-1/ОД

«24» июня 2016 г.

Разработчик: Г.А. Асланян, заведующая учебно-методическим отделением духовых и ударных инструментов, преподаватель высшей категории МБУ ДО ДШИ № 3 им. М.И. Глинки, Заслуженный деятель ВМО.

ПО.01. «Музыкальное исполнительство»

ПО.02. «Теория и история музыки»

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………………2

2.Планируемые результаты освоения учащимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы(ОП) в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» ………………………….10

3.Учебный план………………………………………………………………….16

4.График образовательного процесса по программе в области музыкального искусства «искусства «Духовые и ударные инструменты»………………………………………….26

5.Перечень программ учебных предметов……………………………………..30

6.Система и критерии оценок результатов освоения учащимися     ДПОП в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»………………………………………………………31

7.Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности………………………………….34

Приложение № 1 – Учебный план по ДПОП «Духовые и ударные инструменты»

Приложение № 2 – Рабочий учебный план на 2016-2017 учебный год

Приложение № 3 – График образовательного процесса на 2016-2017 учебный год

Приложение № 4 – Творческая, учебно-воспитательная и концертно-просветительская деятельность в 2016-2017 учебный год

Приложение № 5 – Методическая работа отделения в 2016-2017 учебном году

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

     Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «искусства «Духовые и ударные инструменты» разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством культуры Российской Федерации под главной редакцией И.Е. Домогацкой, генерального директора Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидата педагогических наук, Москва, 2013 г. и федеральных государственных требований (далее ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» и сроку обучения по этой программе. Осуществляется МБУ ДО ДШИ № 3 им. М.И. Глинки г. Ростова-на-Дону (далее Школа).Программа направлена на:

- выявление одарённых детей в области музыкального искусства в раннем детстве;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из духовых инструментов: флейта, кларнет, саксофон, труба, тромбон и ударных инструментов, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

- приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства;

- приобретения опыта творческой деятельности;

- овладение духовными и культурными ценностями народов мира;

- приобщение к коллективномумузицированию, исполнительским традициям оркестра духовых и ударных инструментов;

- подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы  области музыкального искусства.

Программа разработана с учётом обеспечения преемственности программы искусства «Духовые и ударные инструменты» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, сохранения единства образовательного пространства РФ в сфере культуры и искусства.

Целью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» ставится приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков игры на музыкальном инструменте (флейта, кларнет, саксофон, тромбон, труба, ударные), обеспечение высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся и их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и развития у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов.

Задачами являются:

- выявление одарённых детей в области музыкального искусства в раннем возрасте;

- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- развитие у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные программы в области музыкального искусства;

- выработка у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации;

- выработка умения планировать свою домашнюю работу;

- формирование навыков творческой деятельности, в том числе коллективногомузицирования;

- выработка у ребёнка самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, приобретение умения давать объективную оценку своему труду;

- формирование навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и учащимися в образовательном процессе;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, а также понимания причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности, определения наиболее эффективных способов достижения результата.

Развивающие задачи:

- развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, память, метроритм);

- развитие воображения, усидчивости, терпения, мышления;

- развитие способности к художественному переживанию, где эмоциональное начало находится в постоянной связи с интеллектом;

- развитие артистических способностей.

Обучающие задачи:

- приобретение начальных профессиональных исполнительских навыков игры на инструменте;

- приобретение навыков ансамблевой игры, чтения нот с листа;

 - приобретение необходимых навыков самостоятельной работы над произведением;

-  овладение основами аккомпанемента.

Воспитательные задачи:

- воспитание культуры личности;

- эстетическое, нравственное воспитание учащихся;

- воспитание трудолюбия, чувства товарищества, чувства личной ответственности;

- формирование патриотизма на основе репертуара.

Условия реализации программы.

      Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» для детей, поступивших в первый класс в возрасте шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения для детей, поступивших в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.  Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

     МБУ ДО ДШИ № 3 им. М.И. Глинки г. Ростова-на-Дону, в соответствии с ФГТ имеет право реализовывать программу «Духовые и ударные инструменты» в сокращённые сроки, а также с ориентацией на повышенный уровень освоения программы  и по индивидуальным учебным планам, учитывающим соблюдение ФГТ.

Условия приёма детей, система набора.

Приём в Школу для обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства осуществляется в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам(согласно РФ 27.11.2013 г. Регистрационный № 30468 в Минюсте), а также в соответствии с ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области соответствующего вида  искусства и срокамобучения по этим программам.

       Приём в Школу осуществляется на основании результатов отбора детей, проводимого с целью выявления творческих способностей и физических данных, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ в области соответствующего вида искусства.

В Школе существует следующий порядок приёма учащихся для обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области соответствующего вида искусства:

 -родители (законные представители) поступающего ребёнка подают заявление на имя директора Школы, предоставляют фото ¾, копию свидетельства о рождении ребёнка, Копию СНИЛС ребёнка, медицинскую справку, копию документа, удостоверяющего личность, подающего заявление родителя (законного представителя) ребёнка;

- родители (законные представители) поступающего ребёнка знакомятся с Уставом, локальными актами Школы, условиями поступления и правилами отбора детей, другой информацией, связанной с приёмом детей, размещённой Школой на своём информационном стенде и официальном сайте;

- отбор детей проводится по конкретной образовательной программе в формах, установленных образовательным учреждением самостоятельно с учётом ФГТ (прослушивания, просмотры и др.);

- для организации проведения отбора детей приказом директора Школы формируются комиссии по отбору детей из числа преподавателей Школы;

- зачисление учащихся производится приказом директора Школы на основании решения о результатах отбора, принимаемого комиссией по отбору детей на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, в пределах плановой цифры, устанавливаемой Учредителем.

 

Продолжительность учебного года.

       При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком обучения 8 летпродолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по седьмой классы - 33 недели. При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

        При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по четвёртый классы составляет 39 недель, в пятом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в пятом классе составляет 39 недель, в шестом классе 40 недель, продолжительность учебных занятий в шестом классе составляет 33 недели.

       В учебном году предусматриваются каникулы в объёме не менее 4 недель. В первом классе для учащихся по данной образовательной программе со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объёме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования.

Организация учебного процесса.

Организация учебного процесса у учащихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» осуществляется следующим образом: учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

      Внеаудиторная (самостоятельная) работа учащихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение по каждому учебному предмету.

Внеаудиторная  работа может быть использована на выполнение домашнего задания учащимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности Школы.

      Выполнение учащимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио и видео материалами, в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

       Реализация программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается консультациями для учащихся, которые проводятся с целью подготовки учащихся  к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению Школы. Консультации могут проводится рассредоточено или в счёт резерва учебного времени в следующем объёме: 196 часов при реализации образовательной программы со сроком обучения 8 лет и 234 часа с дополнительным годом обучения; 148 часовпри реализации образовательной программы со сроком обучения 5 лет и 186 часов с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается Школой из расчёта одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу учащихся и методическую работу преподавателей.Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации с целью обеспечения самостоятельной работы учащихся на период летних каникул.

Оценка качества реализации образовательной программы. Формы и условия проведения контроля.

Оценка качества реализации образовательной программы «Духовые и ударные инструменты» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачёты.Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачётов, экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачётов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачёты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

        На отделении «Духовые и ударные инструменты» МБУ ДО ДШИ № 3 им. М.И. Глинки г. Ростова-на-Дону формами промежуточной аттестации являются: контрольный урок, зачёт, прослушивание, академический концерт. Периодичность промежуточной аттестации учащихся  - не реже одного раза в учебную четверть по пятибалльной системе оценок. По окончании учебной четверти оценки выставляются по каждому изучаемому предмету.

       Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по учебным предметам: специальность, сольфеджио, музыкальная литература. Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трёх календарных дней. Критерии оценок итоговой аттестации разработаны в соответствии с ФГТ. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры;

- знание профессиональной терминологии, репертуара для духовых и ударных инструментов, ансамблевого и оркестрового репертуара;

- достаточный технический уровень владения народным инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;

- умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;

- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств.

Выпускникам, прошедшим итоговую аттестацию и сдавшим выпускной экзамен по специальности, сольфеджио, музыкальной литературы, выдаётся, заверенное печатью МБУ ДО ДШИ № 3 им. М.И. Глинки г. Ростова-на-Дону, свидетельство об освоении данной программы по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

Требования к условиям реализации программы.

Требования к условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Духовые и ударные инструменты» с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.

        С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для учащихся, их родителей (законных представителей)  и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности Школа создаёт комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

-  выявления и развития одарённых детей в области музыкального искусства;

- организации творческой деятельности учащихся путём проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров и др.);

- организация посещений учащимися учреждений культуры (филармонии, театров, музеев, концертных залов и др.);

- организации творческой культурно-просветительской деятельности совместно с другими ДШИ, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области искусства;

- использования в образовательном процессеобразовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

-эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей);

- построения содержания программы «Духовые и ударные инструменты» с учётом индивидуального развития детей;

- эффективного управления образовательного учреждения.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

Реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. Реализация программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.

Библиотечный фонд Школы укомплектовывается печатными или электронными изданиями основной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объёме, соответствующем требованиям программы «Духовые и ударные инструменты». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый учащийся.

      Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчёте 1-2 экземпляра на каждые 100 учащихся.

Кадровый ресурс.

Реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» обеспечиваетсяпедагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование должна оставлять не менее 25 % в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной программе.

      До 10% от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование, государственные почётные звания в данной профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.

      Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, концертно-просветительскую работу, а также на освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники отделения «Духовые и ударные инструменты» осуществляют методическую,творческую, концертно-просветительскую работу и один раз в три года проходят курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО РО «Областные курсыповышения квалификации»,повышают своё профессиональное исполнительское мастерство, являясь солистамидухового оркестра им. В. ЕждикаРостовской областной филармонии, симфонического оркестра Музыкального театра, участниками  творческих коллективов города Ростова-на-Дону, студентами РГК им. С. Рахманинова.

МБУ ДО ДШИ № 3 им. М.И. Глинки создаёт условия для взаимодействия ОУ, реализующими образовательные программы в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Духовые и ударные инструменты» использования передовых педагогических технологий.

Финансовые условия реализации программы.

При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» предусмотрена работа концертмейстеров с учётом сложившихся традиций и методической целесообразности:

- по учебному предмету «Специальность» от 60 до 100 % аудиторного учебного времени;

- по учебному предмету «Ансамбль» от 60 до 100 % аудиторного учебного времени;

- по учебному предмету «Оркестровый класс» не менее 80 % аудиторного учебного времени.

Материально-техническая база реализации программы.

Материально-технические условия реализации данной программы обеспечивают возможность достижения учащимися результатов, установленными ФГТ.

Материально-техническая база МБУ ДО ДШИ № 3 им. М.И. Глинки соответствует противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает своевременные сроки текущего ремонта учебных помещений. Для реализации программы «Духовые и ударные инструменты»Школа имеет необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения:

 - концертный зал с концертным роялем и звуко-техническим оборудованием;

 - библиотеку;

- учебные аудитории для индивидуальных, мелкогрупповых и групповых занятий;

- учебные аудитории по предмету «Специальность» и «Ансамбль» имеют площадь не менее 12 кв. м и снабжены фортепиано.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации предметов «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература» оснащены фортепиано, звуко-техническим оборудованием, учебной мебелью (интерактивная доска, доска, столы, стулья, стеллажи, шкафы) и оформлены наглядными пособиями. Все учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

     В Школе создаются условия для приобретения, содержания и своевременного ремонта музыкальных инструментов.

 

2.Планируемые результаты освоения учащимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы (ОП) в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»

Основные позиции.

В результате освоения программы (сроком обучения 5, 8 лет, а также с дополнительным годом обучения) происходит целостное художественно-эстетическое развитие личности (общекультурные компетенции) и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков (профессиональные компетенции).

      Планируемым результатом в освоения учащимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства учащийся должен:

- знать художественно-эстетические, технические особенности, характерные для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства;

- знать музыкальную терминологию;

- уметь грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле, оркестре на флейте, кларнете, саксофоне, трубе, тромбоне и ударных инструментах на достаточном художественном уровне, в соответствии со стилевыми особенностями;

 - уметь самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на духовых и ударных инструментах;

- уметь самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального материала на духовых и ударных  инструментах;

- уметь создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на духовых и ударных инструментах;

- обладать навыками игры несложных музыкальных произведений на духовых и ударных инструментах, которые учащийся осваивает дополнительно;

- обладать навыками импровизации на духовых и ударных  инструментах, чтения с листа несложных музыкальных произведений и транспонирования;

- обладать навыками подбора по слуху;

- обладать первичными навыками в области теоретического и исполнительского анализа исполняемых произведений;

- обладать навыками публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых);

- знать основной сольный репертуар для своего инструмента;

- знать ансамблевый и оркестровый репертуар для духовых и ударных инструментов;

- знать различные исполнительские интерпретации музыкальных произведений;

- знать характерные особенности музыкальных жанров, основные стилистические направления и композиторские индивидуальности;

- уметь создавать собственную исполнительскую концепцию исполняемого на духовом и ударном  инструменте музыкального произведения;

- уметь ориентироваться в многообразии музыкальных форм при анализе и исполнении музыкальных произведений на духовых и ударных инструментах.

В области теории и истории  музыки учащийся должен:

- знать музыкальную грамоту и основы теории музыки;

- знать основные этапы жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданные ими музыкальные произведения;

- обладать первичными знаниями в области строения классических музыкальных форм;

- уметь использовать полученные теоретические знания при исполнении музыкальных произведений на духовых и ударных  инструментах;

- уметь осмысливать музыкальные произведения и события путём изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- обладать навыками восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

- обладать навыками восприятия элементов музыкального языка;

- обладать навыками анализа музыкального произведения (анализ музыкального синтаксиса, особенностей стиля и жанра мелодический и гармонический анализ);

- обладать навыками записи музыкального текста по слуху (как одноголосного так и двухголосного);

- обладать навыками вокального исполнения музыкального текста, в том числе группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- знать основные эстетические и стилевые направления в области музыкального, изобразительного, театрального, киноискусства;

- знать основные понятия элементарной теории музыки (основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани, типы изложения музыкального материала);

- уметь строить интервалы и аккорды;

- группировать длительности;

- уметь транспонировать заданный музыкальный материал;

- уметь осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- обладать навыками слухового анализа музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);

- обладать навыками восприятия современной музыки;

- обладать багажом прослушанных музыкальных произведений;

- уметь узнавать прослушанные музыкальные произведения на слух;

- уметь свободно ориентироваться в исторических периодах музыкального искусства, многообразии жанров и композиторских стилей;

- владеть информацией об особенностях развития музыкального искусства стран, представители и произведения которых изучались в области теории и истории музыки;

- обладать представлениями о творческом облике того или иного композитора, творчество которых изучались в курсе слушания музыки или музыкальной литературы, их эстетических взглядах, приоритетных жанрах творчества;

- обладать первичными знаниями в области строения классических простых и сложных музыкальных форм;

- обладать сформированными вокально-интонационными навыками и слуховыми представлениями;

- обладать сформированными навыками метроритмических закономерностей музыкального текста;

- обладать навыками восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

- обладать навыками творческой деятельности (сочинение и досочинение мелодии, ритма в предложенном стиле, форме и пр.);

      Результаты освоения программы «Народные инструменты» по учебным  предметам обязательной части должны отражать:

«Специальность»

-наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности духовых и ударных инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений разных исторических эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание репертуара для духовых и ударных инструментов, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

-знание художественно-исполнительских возможностей духовых и ударных инструментов;

- знание профессиональной терминологии;

- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкальных произведений;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приёмов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приёмах работы над исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- наличие навыков концертно-репетиционной работы в качестве солиста.

«Ансамбль»

- знание начальных основ ансамблевого музицирования его художественно-исполнительских возможностей;

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью ансамблевого музицирования;

- навыки коллективного ансамблевого исполнительского творчества;

- наличие практических навыков исполнения партий в составе ансамблевого коллектива;

- сформированный комплекс навыков и умений в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре  единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- знание ансамблевого репертуара, способствующее воспитанию на разнообразной литературе способностей к коллективному творчеству;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

«Фортепиано»

– знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

– владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

Хоровой класс:

– знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

– умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

– навыки коллективного хорового исполнительского творчества;

– сформированные практические навыки исполнения авторских,народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей.

– наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

«Основы джазовой импровизации»

- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей, которые даёт джазовая импровизация;

- знание, в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных в стиле джазовой импровизации зарубежными и отечественными композиторами;

- владение основными видами техники джазовой импровизациидля использования художественно оправданных технических приёмов, позволяющих создать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

«Оркестровый класс»

- знание начальных основ оркестрового искусства, особенностей оркестровых партитур, художественно-исполнительских возможностей оркестрового коллектива;

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью коллективного музицирования;

- навыки коллективного оркестрового исполнительского творчества;

-сформированные практические навыки исполнения произведений отечественной и зарубежной музыки, оригинальных произведений для детей, написанных для оркестра духовых и ударных инструментов;

- наличие практических навыков исполнения партий в составе оркестрового коллектива.

 

 

«Сольфеджио»

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у учащегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности в том числе:

- знание музыкальной профессиональной терминологии;

- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и др.).

«Слушание музыки»

- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде  искусства, её основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах, основных жанрах;

- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

- умение проанализировать и рассказать о своём впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные  связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

«Музыкальная литература»

- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

- знание творческих биографий отечественных и зарубежных композиторов согласно программным требованиям;

- знание согласно программным требованиям музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения  - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (литературы, живописи, театра, киноискусства и др.), основные стилистические направления, жанры;

- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

- знание музыкальной профессиональной терминологии;

- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и своё к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

«Элементарная теория музыки»

- знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

- первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложение музыкального материала;

- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использование диатонических и хроматических ладов, отклонение и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Учебный план /Приложение № 1/

       В дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» входят следующие учебные предметы:

     Учебные предметы обязательной части ПО.01. «Музыкальное исполнительство» (срок обучения 5 лет, 8 лет):

            специальность

            ансамбль

            фортепиано

            хоровой класс.

         Учебные предметы обязательной части ПО.02. «Теория и история музыки» (срок обучения 5 лет):

           сольфеджио,

           музыкальная литература (отечественная и зарубежная).

         Учебные предметы обязательной части ПО.02. «Теория и история музыки» (срок обучения 8 лет):

            сольфеджио,

            слушание музыки,

            музыкальная литература (отечественная и зарубежная).

        Учебный план программы «Духовые и ударные инструменты» предусматривает следующие предметные области (обязательной части):

музыкальное исполнительство

    теория и история музыки

              и  разделы:

              консультации,

              промежуточная аттестация,

              итоговая аттестация.

         Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

        При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком обучения 8 лет общий объём аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1579 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

        ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП. 01.Специальность - 559 часов. УП. 02. Ансамбль – 165 часов, УП. 03.Фортепиано – 99 часов, УП. 04. Хоровой класс – 98 часов.

        ПО.02. Теория и история музыки: УП.01. Сольфеджио – 378,5 часа, УП. 02. Слушание музыки – 98 часов, УП.03. Музыкальная литература – 181,5 часа.

        При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» с дополнительным годом обучения ОП со сроком 8 летобщий объём аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1892,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

                ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность – 641,5 часа, УП. 02. Ансамбль – 231 час,УП. 03. Фортепиано – 99часов, УП. 04. Хоровой класс – 98 часов.

        ПО.02. Теория и история музыки: УП.01. Сольфеджио – 428 часов, УП. 02. Слушание музыки – 98 часов, УП. 03. Музыкальная литература – 231 час, УП. 03. УП.04. Элементарная теория музыки – 33 часа.

        При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком 5 летобщий объём аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1039,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП. 01.Специальность – 363 часа. УП. 02. Ансамбль – 132 часа, УП. 03. Фортепиано – 82,5 часа, УП. 04. Хоровой класс – 33 часа.

ПО.02. Теория и история музыки: УП.01. Сольфеджио – 247,5 часов, УП. 02. Музыкальная литература – 181,5 часов.

       При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» с дополнительным годом обучения ОП со сроком 5 летобщий объём аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1320 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП. 01.Специальность – 445,5 часов, УП. 02. Ансамбль – 198 часов,УП. 03. Фортепиано – 82,5 часов, УП. 04. Хоровой класс – 33 часа.

 ПО.02. Теория и история музыки: УП.01. Сольфеджио – 297 часов, УП. 02. Музыкальная литература – 231 час, УП.03. Элементарная теория музыки – 33 часа.

Вариативная часть даёт возможность расширения и углубления подготовки учащихся, определяемой содержанием обязательной части, получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются МБУ ДО ДШИ № 3 им. М.И. Глинки. Объём времени вариативной части на занятия учащихся в присутствии преподавателя может составлять 60% от объёма времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.

      При реализации программы «Духовые и ударные инструменты»  со сроком обучения 8 лет общий объём аудиторной учебной нагрузки вариативной части составляет 692 часов, в том числе учебным предметам (УП):

В.01.УП.01.Народное музыкальное творчество - 98 часов,В.02.УП. 02. Оркестровый класс – 495 часов, В.03.УП. 03.Основы джазовой импровизации  – 66 часов, В.04. Элементарная теория музыки – 33 часа.

       При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» с дополнительным годом обучения ОП со сроком 8 летобщий объём аудиторной учебной нагрузкивариативной части составляет 824 час, в том числе учебным предметам (УП):

В.01.УП.01.Народное музыкальное творчество - 98 часов, В.02.УП.02.Оркестровый класс – 594 часа, В.3.УП. 03. Основы джазовой импровизации - 99 часов, В.04. Элементарная теория музыки – 33 часа.

      При реализации программы «Духовые и ударные инструменты»  со сроком обучения 5 лет общий объём аудиторной учебной нагрузки вариативной части составляет 528 часов, в том числе учебным предметам (УП):

               В.01.УП.01.Народное музыкальное творчество - 33 часа, В.02.УП. 02. Оркестровый класс – 396 часов, В.03.УП. 03. Основы джазовой импровизации – 66 часов, В.04.  Элементарная теория музыки – 33 часа.

       При реализации программы «Духовые и ударные инструменты»  с дополнительным годом обучения ОП со сроком 5 летобщий объём аудиторной учебной нагрузкивариативной части составляет 660 часа, в том числе учебным предметам (УП):

В.01.УП.01.Народное музыкальное творчество - 33 часа, В.02.УП.02.Оркестровый класс – 495 часа, В.3.УП. 03. Основы джазовой импровизации – 99 часов, В.04.  Элементарная теория музыки – 33 часа.

       При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объём времени на самостоятельную работу учащихся. Объём времени на самостоятельную работу учащихся по каждому учебному предмету определяется с учётом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Объём максимальной учебной нагрузки учащихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учёта времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачёты и экзамены, а также участия учащихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях Школы).

4.График образовательного процесса по программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные  инструменты» /Приложение № 3/

 

Продолжительность учебногогодаи каникулы.

Приреализациипрограммы«Духовые и ударные инструменты» сосроком обучения 8 лет продолжительность учебного года с  первого по седьмой классысоставляет39 недель, ввосьмомклассе–40 недель. Продолжительностьучебныхзанятийвпервомклассесоставляет32недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы«Духовые и ударные инструменты» сдополнительным годом обучения продолжительность учебногогодав восьмомклассесоставляет 39недель, в девятомклассе–40недель,продолжительностьучебных занятийвдевятом классесоставляет33недели.

Приреализациипрограммы«Духовые и ударные инструменты» сосроком обучения5летпродолжительностьучебногогода спервогопочетвертый классысоставляет 39недельпятомклассе– 40 недель. Продолжительность учебныхзанятийс первогопопятыйклассысоставляет33недели.При реализациипрограммы«Духовые и ударные инструменты» сдополнительнымгодом обученияпродолжительностьучебногогодав пятомклассесоставляет39 недельшестомклассе-40 недель,продолжительность учебныхзанятий в шестомклассесоставляет33недели.

Вучебномгоду предусматриваютсяканикулывобъеменеменее4недельпервом   классе   для  учащихся  поОП  со сроком   обучения   8  лет устанавливаютсядополнительные недельные каникулы.Летние каникулы устанавливаютсяв объеме 13 недель,заисключением последнегогода обучения.Осенние,зимние,весенниеканикулыпроводятсяв сроки, установленные приреализацииосновныхобразовательныхпрограмм начальногообщегоиосновногообщегообразования.

Реализация  программы  «Духовые и ударные инструменты» обеспечиваетсяконсультациямидляучащихся,которые проводятсяс цельюподготовки учащихсяк контрольным урокам,зачетам,экзаменам,творческимконкурсам идругиммероприятиям поусмотрению Школы. Консультациимогут проводиться рассредоточено илив счет резерваучебноговременив следующемобъеме:196часовприреализацииОПсосрокомобучения8лет и234часасдополнительнымгодом обучения;148часовприреализацииОП сосрокомобучения5лет и186часовсдополнительнымгодом обучения. РезервучебноговремениустанавливаетсяШколаиз расчета однойнеделив учебном году. В случае,если консультации проводятся  рассредоточено, резервучебноговременииспользуетсянасамостоятельнуюработуучащихся иметодическуюработу преподавателей.Резервучебноговремениможно использовать и послеокончанияпромежуточнойаттестации (экзаменационнойцелью обеспечениясамостоятельной работойучащихся на период летних каникул.

 

 

 

 

5. Переченьпрограммучебныхпредметовподополнительной предпрофессиональнойобщеобразовательнойпрограммевобластимузыкальногоискусства«Духовые и ударные инструменты»

                                                                                                                                                                                                                                           

(Программы учебныхпредметов прилагаются)

Программы    учебных    предметов    обязательной    части    ПО.01.«Музыкальное исполнительство»:

1. Программа учебного предмета «Специальность»

2. Программа учебного предмета «Ансамбль»

3. Программа учебного предмета «Фортепиано»

4. Программа учебного предмета «Хоровой класс»

Программы  учебных  предметовобязательной  части  ПО.02.«Теория и история музыки»:

1. Программа учебного предмета «Сольфеджио»

2. Программа учебного предмета «Слушание музыки»

3. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»

ПрограммыучебныхпредметоввариативнойчастиВ.00.«Вариативная часть»:

1. Программа учебного предмета «Народное музыкальное творчество»

2. Программа учебного предмета «Оркестровый класс»

3.Программа учебного предмета «Джазовая импровизация»

4. Программа учебного предмета  «Элементарная теория музыки»

 

6.Системаикритерииоценокпромежуточнойиитоговой аттестациирезультатовосвоенияучащимися дополнительнойпредпрофессиональнойобщеобразовательнойпрограммывобласти музыкальногоискусства«Духовые и ударные инструменты»

Оценкакачества реализации программы«Духовые и ударные инструменты»включает  в  себя   текущий  контроль  успеваемости промежуточную  и итоговую аттестацию учащихся.

В качестве средств текущегоконтроляуспеваемостимогут быть использованыконтрольныеработы,устные опросы(какиндивидуальные,так ифронтальные),письменные работы,тестирование,викторины, академическиеконцерты, прослушивания,техническиезачеты, творческие формы.

Текущийконтрольуспеваемостиучащихсяпроводитсяв счет аудиторноговремени,предусмотренногонаучебныйпредмет.

Промежуточнаяаттестация оценивает результатыучебной деятельности учащихсяпо окончанииполугодийучебногогода, приэтомвовтором полугодии–покаждому учебному предмету.Порешению образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности учащихся можетосуществляться и поокончаниичетверти.

            Цели промежуточной аттестации:

- совершенствование образовательного процесса;

- диагностика обученности учащихся по всем дисциплинам учебного плана;

- учёт успеваемости, контроль уровня сформированности знаний и практических навыков;

- контроль выполнения индивидуальных планов, репертуарных планов детских творческих коллективов, учебно-тематических планов дисциплин музыкально-теоретического цикла, конкурсной деятельности обучающихся.

Периодичность промежуточной аттестации установлена учебными планами, образовательными программами, а также индивидуальным подходом к готовности учащегося к публичным выступлению, что также отражено в образовательных программах Школы. В этих целях, помимо календарного планирования применяется скользящий график, что позволяет учащимся с разными творческими способностями показывать исполнительские программы по степени их готовности и дать наиболее положительные результаты.

Промежуточнаяаттестацияпроводитсявформеконтрольных  уроков, зачетов  и  экзаменов.  Контрольные   уроки,  зачёты  и  экзамены  могут проходить  в виде технических зачетов,  академических концертов, прослушиваний, исполненияконцертныхпрограмм, письменныхработитестов, викторини устныхопросов.Контрольныеурокиизачетыв рамкахпромежуточной аттестациипроводятся назавершающихполугодиеучебныхзанятияхв счет аудиторноговремени, предусмотренного научебныйпредмет. Экзамены проводятся за пределамиаудиторныхучебныхзанятий. Для выявления знаний, умений и навыков учащихся по дисциплинам, преподаваемым в форме групповых занятий (хоровой класс, ансамбль, оркестровый класс, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература), не реже одного раза в четверть проводятся контрольные уроки. Зачёты, академические концерты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение академической программы в присутствии комиссии с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный аналитический характер, дифференцированно. Переводной экзамен проводится в конце учебного года с исполнением программы, определяет успешность усвоения образовательной программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение  и присутствие аттестационной комиссии. Прослушивания проводятся с целью проверки готовности учащегося для участия в конкурсах, фестиваляхразличного уровня, отчётном концерте Школыне дифференцированно, с целью выявления уровня подготовки выпускников с академической выпускной программой – дифференцированно.

К промежуточной аттестации допускаются все учащиеся отделения, освоившие программу не ниже обязательных требований, выступления учащихся корректируются с учётом их загруженности в общеобразовательных школах и проводятся в две смены. Сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются в соответствии с учебными планами и образовательными программами.

По завершенииученияучебных предметовпоитогам промежуточной аттестации учащимся выставляется  оценка, которая заносится в свидетельствообокончаниишколы.

Содержание промежуточной аттестации, условияее проведения разрабатываютсяшколойсамостоятельнона основаниифедеральных государственныхтребований.

Школойразрабатываютсякритерии оценок промежуточной  аттестации  и текущего контроля успеваемости учащихся. Дляаттестацииучащихсясоздаютсяфондыоценочныхсредств, включающие типовыезадания,контрольные работы,тесты иметодыконтроля, позволяющиеоценить приобретенные знания,умения и навыки.Фонды оценочных средств  разрабатываются и утверждаются Школой самостоятельно.

Фонды оценочныхсредствдолжны бытьполнымии адекватными отображениямифедеральных государственныхтребований,  соответствовать целямизадачампрограммы«Духовые и ударные инструменты»иеёучебному плану. Фондыоценочныхсредствпризваныобеспечивать оценкукачества приобретенных выпускниками знаний, уменийнавыков  и степеньготовностивыпускниковквозможному продолжениюпрофессионального образования вобласти музыкальногоискусства.

По окончаниикаждой четверти учебногогода, какправило, оценки выставляются покаждомуучебномупредмету.

Требованияксодержанию итоговойаттестацииучащихсяопределяются школойна основаниифедеральныхгосударственныхтребований

Итоговаяаттестацияпроводитсяв формевыпускныхэкзаменовпо предметам:

1) Специальность;

2) Сольфеджио.

По  итогам  выпускного  экзамена  выставляется  оценка  «отлично»,«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».Временной интервалмежду выпускнымиэкзаменамидолженбытьнеменеетрех календарныхдней.Оценка«отлично» ставитсяприпрекрасномдемонстрировании приобретенныхзнаний, уменийи навыков вовсехпредметныхобластях, по всемучебным предметам.

Оценка «отлично» ставится при прекрасном демонстрировании приобретенных знаний, умений и навыков во всех предметных областях, по всем учебным предметам.

Оценка«хорошо» выставляетсяприхорошем, достаточномуровне демонстрированияприобретенныхзнаний,уменийи навыковвовсех предметныхобластях,повсем учебнымпредметам.

Оценка«удовлетворительно»ставитсяприслабом, нодостаточно удовлетворительном демонстрировании приобретенныхзнаний, уменийи навыковвовсехпредметныхобластях,повсем учебным предметам.

Оценка«неудовлетворительно»ставится,еслиучащийся отказывается отвечать навопросы,или дает неудовлетворительный ответ,показывающий незнаниематериала, демонстрирует очень слабыйуровень приобретенных знаний,уменийинавыковвовсех предметныхобластях,повсемучебным предметам.

Требования к выпускнымэкзаменам определяютсяшколой самостоятельно.

Школойразрабатываютсякритерии оценокитоговой аттестациив соответствиис федеральными государственнымитребованиями.

Итоговаяаттестацияучащихсядополнительной предпрофессиональной общеобразовательной   программы   в   области   музыкального   искусства«Духовые и ударные инструменты»представляетсобойформу контроля(оценки) освоениявыпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательныхпрограммвобласти искусстввсоответствии с федеральнымигосударственными требованиями,установленнымик минимуму содержания,структуреиусловиямреализацииуказанных образовательныхпрограмм,а также срокам ихреализации.

Припрохождении итоговойаттестациивыпускник должен продемонстрироватьзнания,уменияинавыкив соответствиис программными требованиями,втом числе:

- знать профессиональную терминологию,   репертуар для народных инструментов, ансамблевый и оркестровый репертуар;

-демонстрировать   достаточный   технический   уровень    владения народныминструментомдлявоссозданияхудожественного образа истиля исполняемыхпроизведенийразныхформ и жанров;

-уметь определять на слух, записывать, воспроизводить  голосом аккордовые, интервальныеимелодические построения;

-обладатьширокимкругозоромвобластимузыкальногоискусства и культуры.

7.Программатворческойетодической и культурно-просветительской деятельности

Высокоекачествообразования,егодоступность, открытость, привлекательность дляобучающихся,ихродителей(законных представителей)ивсегообщества,духовно-нравственное развитие, эстетическоевоспитаниеих художественное становлениеличности обеспечивается созданиемвШколекомфортной, развивающей образовательной среды.Онапредполагаеторганизацию творческой, методическойикультурно-просветительскойдеятельности.

Творческаяикультурно-просветительская деятельностьШколы направленана развитиетворческихспособностейобучающихся,пропаганду средиразличныхслоевнаселениялучшихдостиженийотечественного и зарубежного музыкального искусства,их приобщение кдуховным ценностям,созданиенеобходимых условийдлясовместноготруда,отдыха детей,родителей(законныхпредставителей).

Творческаядеятельность предполагает активноеучастиеобучающихся ипреподавателейвтворческихмероприятиях. Культурно-просветительная деятельность предполагаеторганизацию посещенийобучающимися учрежденийиорганизацийкультуры.

Сцельюреализации творческойикультурно-просветительной деятельности вШколесозданыучебные творческие коллективы:учебные ансамблевые,оркестровые,хоровыеколлективыидр.

Возможнаорганизация творческойикультурно-просветительной деятельности совместносдругимишколамиискусств,собразовательными учреждениямисреднегопрофессионального ивысшегопрофессионального образования,реализующимиосновныепрофессиональныеобразовательные программывобластимузыкальногоискусства.

Приреализациипрограммы«Духовые и ударные инструменты»вШколе осуществляетсяметодическаядеятельность. Онанаправленана совершенствование образовательного процесса(втомчисле– образовательных программ,формировании методовобучения)сучетомразвития творческойиндивидуальности обучающегося.Сэтойцельюв образовательном  учреждении  создан  методический  совет.  Реализация программы«Духовые и ударные инструменты»обеспечиваетсяучебно-методической документациейповсемучебнымпредметам.

Методическаяработапризванарешатьследующиезадачи:

-организацияактивногоучастиячленовпедагогического коллективав планировании развитияучрежденияиегореализации,атакжев инновационнойпытно-экспериментальнойдеятельностиШколы;

-обеспечение условий повышения профессиональной  компетенции, ростапедагогического мастерстваиразвитиятворческогопотенциала преподавателей;

-экспертно-диагностическое      и       аналитическое        обеспечение образовательно-воспитательногопроцесса;

- изучение  и  внедрение  инноваций  в  области  образования  и воспитания;

- изучение, обобщение, популяризация передового педагогического опыта;

-изучениеираспространениеновыхметодик,технологий,программ,

учебниковидр.;

- реализация  решений  педагогического  совета  по  методическим вопросам;

- организациявыставокнаучно-методической иучебно-методической литературы;

-методическаяпомощьмолодымпреподавателям.

Программа творческой,  культурно-просветительскойи методической деятельностивключаетвсебямероприятия, имеющиепериодический, системныйхарактер.

Переченьмероприятий врамкахтворческойикультурно- просветительской деятельностикоторыхпринимаютучастиеучащиесяи преподавателиШколы:

мастер-классыведущихспециалистов,мастеровискусств,

областнаямузыкально-теоретическаяолимпиадаучащихсястарших классовобразовательных учреждений в сфере культурыиискусства,

фестивали,

творческиевечера,

конкурсы,

концерты,

концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговыхцентрах,

посещение обучающимисяфилармонии, музыкального театра, выставочныхзалов,театров,музееви др.

Переченьмероприятий иформработыврамкахметодической деятельности:

участие в   конкурсах педагогического   мастерства, научно-
методических конференциях, семинарах,    педагогических чтениях

(внутришкольных,городских,районных,областныхирегиональных);

созданиепедагогамиметодическихразработокирекомендаций (например,ксамостоятельной работеучащихся), написаниеметодических работразличныхжанров,способствующих повышениюкачества образовательногопроцесса,

разработкаикоррекцияучебныхпрограмм,

разработкадидактическихматериаловпопредметам.


Приложение № 4

Программа творческой, учебно-воспитательной и культурно-просветительской деятельности на 2016-2017 учебный год.

Мероприятия Сроки выполнения
1. Празднование Дня города Ростова-на-Дону 11.09.2016 г.
2. Заседание Клуба отделения «Музыкальная палитра духовых и ударных инструментов»:воспитательный проект «Живая связь времён». «Кларнет в творчестве зарубежных композиторов» - концерт учащихся класса Ашенбреннера А.Г. 15.12.2016 г.
3. Воспитательный проект «Мой путь к музыкальному Олимпу». Концертлучших уч-ся отделения и педагогов, посвящённый 90-летию ДШИ № 3 им. М.И. Глинки 16.02.2017 г.
4. Заседание Клуба отделения «Музыкальная палитра духовых и ударных инструментов»:воспитательный проект «В мире красоты и вдохновения». «Джазовый дуэт» - концерт Фельдмана Е. /флейта/ и Кандрашьян А. /фортепиано/ 06.03.2017 г.
5. Участие солистов и творческих коллективов отделения в отчётном концерте школы 21.04.2017 г.
6. Участие уч-ся отделения в конкурсах и фестивалях различного уровня в течение учебного года
г. Воспитательный проект «Эпоха бессмертия». «Песни Победы» - концерт учащихся преподавателя Рябцева В.В. в Городском доме творчества 05.05.2017 г.
8.

Посещение преподавателями отделения с уч-ся и родителями классов музыкальных абонементов и других концертов Ростовской областной филармонии и других мероприятий по индивидуальному графику преподавателей.

в течение учебного года

Приложение № 5

Методическая работа отделения на 2016-2017 учебный год

Мероприятия Сроки выполнения
1. Открытый урок Дыканя А.В. на тему: «Работа над техническими приёмами в классе ударных инструментов» 03.11.2016 г.
2. Открытыйурок Ашенбреннера А.Г.на тему: «Комплексный подход к подготовке учащихся кларнетистов для участия в конкурсах, фестивалях, концертах различного уровня» 26.01.2017 г.
3. Методический доклад с показом Асланян Г.А. на тему: «Формирование и развитие навыков чтения с листа у учащихся в процессе обучения в ДШИ» 13.02.2017 г.
4. Открытый урок Рябцева В.В. на тему: «Привитие навыков самостоятельной работы над ошибками у учащихся начальных классов ДШИ» 04.05.2017 г.
6. Повышение квалификации, самообразование в течение года

Версия для слабовидящих

  • Фортепиано
  • Скрипка
  • Народные инструменты
  • Духовые и ударные инструменты
  • Народное сольное пение
  • Академическое сольное пение
  • Эстрадно джазовое сольное пение
  • Изобразительное искусство
  • Хореографическое искусство