ocenka_kachestva

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление культуры города Ростова-на-Дону

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования

Детская школа искусств №3 имени М.И.Глинки города Ростова-на-Дону

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»

 

Предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.02.УП.02. НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Ростов-на-Дону

2016

 

РАССМОТРЕНО

Методическим советом  МБУ ДО ДШИ №3 им. М.И.Глинки

«22»июня  2016г. (Протокол №4)

 ПРИНЯТО

Педагогическим советом МБУДО ДШИ № 3

 им. М.И.Глинки

«23» июня   2016 г.

(Протокол № 6)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДШИ № 3 им. М.И.Глинки

____________ М.П.Алпатов

Приказ № 45 - 1 /ОД

«24 » июня   2016г.

 

 

 

 

Разработчик: О.В. Шапарчук, кандидат искусствоведения, преподаватель высшей квалификационной категории МБУ ДО ДШИ № 3  им. М.И. Глинки г. Ростова-на-Дону.

Рецензенты:  Г.Е. Калошина, кандидат искусствоведения, профессор РГК им. С. В. Рахманинова;

                        Н. В. Червинская, заведующая отделением теории музыки и истории искусств МБУ ДО ДШИ № 3 им. М. И. Глинки

                     

                                                               

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

I.       Пояснительная записка                                                                 

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

   учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

 

II.      Содержание учебного предмета   

- Этапы обучения;

- Учебно-тематический план;

- Годовые требования; содержание разделов    

                                              

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.     Формы и методы контроля, система оценок                              

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса

                             

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.     Материально-технические условия реализации программы

VII.   Списки рекомендуемой методической и учебной литературы

 

- Список рекомендуемой методической  литературы;

- Список рекомендуемой учебной литературы;

- Дополнительные дидактические материалы.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Рабочая программа учебного предмета «Народное музыкальное творчество»  разработана  на  основе примерной программы (разработчик: О.Д.Кузьменко, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных; главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства,  кандидат педагогических наук; технический редактор: О.И.Кожурина, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных, 2012 г.)  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительным  предпрофессиональным  общеобразовательным  программам  в  области  музыкального  искусства  «Музыкальный фольклор».

Учебный предмет «Народное музыкальное творчество» является одним из основных предметов предпрофессиональной образовательной программы «Музыкальный фольклор». Содержание предмета «Народное музыкальное творчество»непосредственно связано с содержанием таких учебных предметов, как «Фольклорный ансамбль», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», что дает возможность обучающимся воспринимать явления традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных знаний, умений и навыков, развивает их эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, творческую фантазию.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества; воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;

воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной  ценности народа, осознание  фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

Программа  ориентирована на:

-      воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

-      формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

-      формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

-      воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;  

-      выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного творческого процесса;

-      осуществление самостоятельного контроля над своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в учебном процессе.

Программа реализуется в процессе обучения детей в детской школе искусств, и помимо образовательных задач решает задачи возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры. 

  1. Срок реализации учебного предмета и возраст обучающихся

Срок реализации учебного предмета «Народное музыкальное творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 4 года.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Народное музыкальное творчество»:         
Срок обучения

4 года

(1-4 классы)

Максимальная учебная нагрузка       262 часа

Количество

часов на аудиторные занятия

       131 час
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу       131 час

 

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебный предмет «Народное музыкальное творчество» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Для учащихся 1-4 классов занятия по предмету «Народное музыкальное творчество» предусмотрены один  раз в неделю по 1 часу.

  1. Цель  учебного предмета

Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать произведения народного музыкального творчества.

Задачами  предмета  являются:

- освоение различных жанров народного устного и  музыкального творчества, формирование круга представлений  о народных традициях и устоях;    

- обучение навыкам восприятия фольклорного материала;

- обучение  разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному;

- приобщение детей к совместным формам творческой деятельности;

 

6. Обоснование структуры учебного предмета «Народное музыкальное творчество»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

-  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-   распределение учебного материала по годам обучения;

-   описание дидактических единиц учебного предмета;

-   требования к уровню подготовки обучающихся;

-   формы и методы контроля, система оценок;

-   методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-   словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);

-   наглядный (показ, демонстрация музыкального материала);

-  практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целогопроизведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

- прослушивание записей выдающихся исполнителей, народных исполнителей и коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Этапы обучения

Этапы обучения

Возраст

детей

Срок реализации Задачи

Подготовительный

(1-й класс)

6-9 лет 1 год «Вхождение» в народное искусство. Знакомство с материнским фольклором, народным календарём, обрядами и обычаями.

Начальный

(2-й класс)

7-10 лет 1 год Развитие полученных в 1-м классе умений, навыков и знаний. Интенсивное освоение фольклорных традиций. Знакомство с календарными жанрами, хороводными, шуточными и плясовыми песнями.   

Основной

(3-4 классы)

8-12 лет 2 года Формирование устойчивого интереса к народному творчеству. Комплексное освоение традиционной музыкальной культуры. Знакомство с календарными и семейно-бытовыми обрядами и приуроченными к ним песнями. Знакомство со всеми жанровыми группами  песенного и инструментального  фольклора.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план  отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов. Максимальная учебная нагрузка представлена из расчета аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающегося.

 

Первый год обучения

№ п/п Тема Количество  часов
1. Народный календарь, осень. Темы: осенние хлопоты; встреча осени, осенины; возжигание нового огня; равноденствие, рябинник. 4
2. Быт и уклад. Темы: труд в поле и дома; осенние заготовки на зиму. 2
3. Материнский фольклор. Темы: колыбельные песни; пестушки, потешки и прибаутки. 4
4. Музыкально-фольклорные игры. 6
5. Народный календарь, зима. Темы: обычаи и обряды Святок, Рождества; колядования и ряжения; масленица. 4
6. Быт и уклад. Темы: дом – изба и терем, части дома, домашняя утварь. Предназначение украшения жилища. 4
7. Народный календарь – весна. Темы: обычаи и обряды весеннего земледельческого календаря; жаворонки; равноденствие; Егорий – вешний. 4
8. Быт и уклад. Народный костюм. Русские народные ударные инструменты. 4
  Всего: 32

Второй  год обучения

№ п/п Тема Количество часов
1. Народный календарь – осень. Темы: осенние обряды «Дожинки», «Последний сноп»; приметные деньки народного календаря (новолетие, «журавлиное вече», равноденствие, покров, ледостав и т.п.) 4
2. Быт и уклад. Темы: русская свадьба, свадебная игра. Фольклорная композиция «кукольная свадебка». 4
3. Народный календарь – зимние обряды. Темы: калядования, посиделки, ряжения, гадания, подблюдные песни. Фольклорная композиция «Пришла коляда накануне Рождества». 4
4. Детский фольклор. Темы: загадки, пословицы и поговорки, дразнилки, страшилки; сказки, музыкальные элементы сказки. 4
5. Музыкально-фольклорные игры. 4
6. Народный календарь – зимне-весенние традиции. Темы: Масленица. Дни масленичной недели, блины, масленичные катания, гостевание; фольклорная композиция «Масленица» 4
7. Жанры народной музыки. Темы: хороводы, весенние и летние хороводы, хороводные игры. Русские народные духовые инструменты. 4
8. Народный календарь – весенние традиции и обряды. Темы: встреча Весны, встреча птиц «Сороки», пост и Пасха, Красная горка, обряд окликания молодых. 4
9. Фольклорные традиции Ростова-на-Дону. 1
  Всего: 33

Третий  год обучения

№ п/п Тема Количество часов
1. Народный календарь – осень. Темы: приметные деньки. Семён – летопродавец, осенины, новолетие; вторые осенины, «бабье лето», Рождество Богородицы; Покров. 4
2. Быт и уклад. Темы: свадебная игра. Сватовство, девичник, приданое, приезд свадебного поезда, выкуп, венчание, традиции свадебного пира. 4
3 Музыкально-фольклорные игры. 4
4. Жанры народной музыки. Темы: былины и скоморошины; искусство скоморохов. 4
5. Народный календарь - зима. Темы: зимний солнцеворот, Рождество Христово, вертеп.  Фольклорная композиция «Вертеп». 4
6 Жанры народной музыки. Темы: колядки, Христославия, подблюдные песни, зимние хороводы. Русские народные духовые и струнные инструменты. 4
7. Быт и уклад. Темы: Традиции Великого поста. Духовные стихи, Постовые (говейные) хороводы. Приготовление к Пасхе.  4
8. Народный календарь – весенне-летний цикл. Темы: Приметные деньки - Герасим-грачевник, Сорок мучеников Севастийских, Средокрестье, Благовещение, Вербное Воскресение. 4
9. Фольклорные традиции своего региона.

1

  Всего: 33

Четвертый  год обучения

№ п/п Тема Всего часов
1 Народный календарь – осенние традиции и обряды. Темы: обряд «Похороны мух», Воздвиженье, третья встреча осени, окончание уборки урожая, капустники. Фольклорная композиция «Капустник». 4
2 Быт и уклад. Жилище и утварь Темы:  Региональные различия русской деревенской архитектуры; орудия труда земледельца, народные промыслы, русская игрушка (тряпичная, соломенная, деревянная и глиняная). 4
3 Музыкально-фольклорные игры. 4
4 Жанры народной музыки. Темы: лирическая протяжная песня, шуточные и плясовые песни, русская частушка. Народные инструменты – гармони. 4
5 Народный календарь – зима.  Традиции святых и страшных вечеров. Святочные посиделки, целовальные игры. Фольклорная композиция «Раз в крещенский вечерок». 4
6 Семейные праздники и обряды. Темы: родины, крестины, именины, свадьба, проводы в рекруты, похоронный и поминальные обряды. 4
7 Быт и уклад. Народный костюм. Региональные особенности народного костюма 2
8 Народный календарь – весенне-летний цикл. Темы: первый выгон скота – Егорьев день (Георгий Победоносец), Троицкая неделя,  Иван Купала. 4
9 Фольклорные традиции Ростова-на-Дону. 3
  Всего: 33

Содержание учебного предмета

Годовые требования. Содержание разделов

Первый год обучения

          Раздел 1. Народный календарь, осень.

          Народный календарь – совокупность духовной жизни народа. Соединение в нём праздников земледельческого, православного и современного государственного календаря. Ведение календаря, отражающего долготу дня, в течение года.

          Осенние хлопоты. Встреча осени, осенины. Обычаи, приметы, традиции празднования. Возжигание нового огня. Равноденствие. Рябинник (9 сентября, Пименов день). Приметы и обряды Рябинника. Заготовка рябины на зиму.

          Музыкальный материал:

          Раздел 2. Быт и уклад.

          Труд в поле и дома. Осенние заготовки на зиму. Особенности русской национальной кухни. Сушение, маринование, соление грибов, плодов и овощей.

          Раздел 3. Материнский фольклор.

Колыбельные песни. Пестушки, потешки. Прибаутки.

Колыбельные песни – один из наиболее древних фольклорных жанров. Его особенность – колыбельные создаются и исполняются взрослыми без какого бы то ни было участия детей. Решающая роль мелодии и ритма, а не слова в колыбельной песне (она создаётся для слушателя, который ещё не понимает человеческой речи). Излюбленные образы колыбельной поэзии: кот-баюн и гули-голуби. Музыкальная плавность колыбельных песен, которая создаётся повторением соответствующих звуков, слов, музыкальных фраз.

Прослушивание аудиозаписей, разучивание и исполнение русских народных колыбельных песен.

Прибаутки. Весёлое, юмористическое содержание прибауток. Речитативное исполнение. Четыре разновидности прибауток: потешки, небылицы, уловки и прибаутки без конца. Прослушивание аудиозаписей по теме. Разучивание и исполнение прибауток в классе.

Музыкальный материал:

Колыбельные песни: «Баю-баюшки, баю», «Гуленьки», «Сладко спи, ребёнок мой», «Котя, котенька, коток», «Баю-баю, баюшки».

Потешки: «Каравай», «Как у наших у ворот», «Петушок», «Кошка и курочка»;

Прибаутки: прибаутки-потешки «Я умница-разумница», «Рыжий красного спросил»; прибаутки-небылицы «Андрей-воробей», «Иванушка-рачек», «Барашеньки, крутороженьки», «Дроздок», «Сорока, сорока», «Дон-дон», «Лыко мужиком подпоясано»; прибаутка-уловка «Алой или каша?»; прибаутка без конца «На море на океане».

Раздел 4. Музыкально-фольклорные игры.

Разучивание и исполнение фольклорных игр с пением «Заинька», «Горелки», «Ходит Ваня», «Ворон», «Где был, Иванушка», «У медведя во бору».

Музыкальный материал:

Русские народные игровые песни «Заинька, попляши», «Гори, гори ясно», «Ходит Ваня», «Ой, ребята, та-ра-ра», «Где был, Иванушка?», «У медведя во бору».

Раздел 5. Народный календарь, зима.

Обычаи и обряды Святок, Рождества. Временные границы празднования Святок в православной традиции – с вечера 6 января (Рождественский сочельник) до утра 19 января (Крещение). Древние языческие корни и характер праздника. Связь календарного праздника зимнего солнцеворота с культом Солнца и умерших предков. Обычай «греть предков» - жечь тёмными вечерами соломенные костры во дворах. «Святые вечера» и «страшные вечера». Колядования и ряжения. Жанровое разнообразие песен: колядки, авсеньки, щедровки, виноградья, подблюдные, христославы. Главные персонажи Святок: коза, медведь, конь, корова, старик и старуха. Святочные игры «В козу и медведя», «В умруна». Очищение ряженых от греха в последний святочный день (Крещение) в проруби. Рождественские обычаи и приметы.

Разучивание и исполнение в классе (школьном концерте) нескольких святочных колядок.

Масленица. Сретенье – встреча зимы и весны. Масленица – один из передвижных праздников. Время отправления масленичных обрядов (начало марта). Легенда про Масленицу. Огромное значение этого календарного праздника весеннего равноденствия для русских людей. Черты сходства русской Масленицы (Мясопуста) с итальянским карнавалом (carnevaleозначает «говядина, прощай!»). Традиции празднования масленицы. Катание с пением по деревне на санях и установка на горе чучела Масленицы, катание с гор, катание на лошадях «по солнцу», по кругу (вокруг деревень, по широкой площади), катание на качелях, сооружение снежных и ледяных крепостей, печение и поедание блинов, посещение ярмарок, балаганов, ряжения, пение масленичных песен, проведение кулачных боёв, организация шумных пирушек, хождение в гости, чествование молодожёнов и осуждение не вступивших в брак, взятие снежной крепости, сожжение чучела Зимы. Основные обрядовые блюда на Масленицу. Масленичные песни. Пословицы и поговорки про Масленицу.

Разучивание и исполнение в классе (школьном концерте) нескольких масленичных песен. В качестве домашнего задания возможен подбор и выучивание наизусть нескольких пословиц и поговорок про Масленицу.

Музыкальный материал:

Святочные и рождественские колядки: «Зазимка-зима», «Колядка», «Авсень-коляда», «Авсень-авсень», «Таусень», «Сею-вею», «Мати Мария по полю ходила».

Масленичные: «Середа да пятница», «А мы Масленицу дожидаем», «Как вставала я ранёшенько», «Блины».

Раздел 6. Быт и уклад.

Русское национальное жилище. Дом – изба и хоромы.

Изба. Клеть. Размеры клетей. Изба – отапливаемая клеть. Срубная или каркасная технология построения избы. Внутренняя отделка клети. Демонстрация фотографий по теме.

Хоромы. Покоевые хоромы. Непокоевые хоромы. Хозяйственные постройки. Подклет. Горница. Светлица. Сени. Терем. Кровля. Лестницы. Ворота. Окна. Украшения дома. Внутреннее убранство. Демонстрация фотографий.

Части дома. Демонстрация фотографий по теме.

Русская печь. Размеры и форма. Многофункциональность русской печи. «Печебитье» - установка глинобитной печи. Обряды, связанные с печью.

Парадная часть избы: красный, большой или передний угол. Божница в красном углу. Задний, или мужской угол. Печной, или бабий угол.

Лавка. Коник – лавка задняя, или пороговая. Долгая лавка (бабья). Короткая лавка (красная, передняя). Судная лавка. Кутная лавка. Обычаи и обряды, связанные с лавкой.

Стол. Расположение в красном углу избы. Особая роль стола в свадебных и поминальных обрядах.

Пол. Земляные и деревянные полы. Обычаи и приметы, связанные с полом.

Домашняя утварь. Мебель, посуда, игрушки.

Предназначение украшения жилища. Защитная функция сакральных орнаментов (солнце, громовые знаки, знаки плодородия, конские головы, подковы, хляби небесные, плетения и узлы). Демонстрация фотографий по теме. В качестве домашнего задания возможен подбор и распечатка учеником нескольких цветных фотографий по теме урока, с последующими комментариями ученика в классе.

Иллюстративно-изобразительный материал:

Фотографии в сети Интернет по теме.

Раздел 7. Народный календарь, весна.

Обычаи и обряды весеннего земледельческого календаря; жаворонки; равноденствие; Егорий-вешний.

Музыкальный материал:

Веснянки «Ай, весна красна, тёпла ж летечка», «За горою, горою гром прогремел», «Весна-красна, на чём пришла?», «Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам», егорьевская «Мы по полю ходили, Егорья искали».

Раздел 8. Быт и уклад.

Народный костюм. Русские народные ударные инструменты.

Народный костюм. Особенности русского костюма в зависимости от региона (север или юг), пола (мужской или женский), назначения (праздничный, свадебный или повседневный), возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи), социального статуса (крестьяне или знать).

Особенность русского национального костюма – большое количество верхней обежды. Одежда накидная и распашная.

Отсутствие понятия моды. Передача дорогой одежды по наследству.

Мужская одежда: сорочка (нижняя рубаха), штаны, гачи,  порты, зипун, кафтан, охабень, однорядка, армяк, опашень, свитка, кожух, сермяга, корзно, бекеша, епанча, шуба.

Женская одежда: длинная рубаха, летник, сарафан, понёва, запона, телогрея, приволока, шушпан, опашень, шубка, шуба.

Головные уборы. Мужские головные уборы: тафья, шапка, треух, мурмолка, горлатная шапка. Большое разнообразие женских головных уборов: повойник (волосник), кичка (кика), сорока, кокошник, платок, меховая шапка (треух).

Обувь: лапти, онучи, башмаки, чёботы, ичиги, валенки, поршни, сапоги.

Цвета одежды. Яркие: зелёные, малиновые, лиловые, голубые, розовые и пёстрые. Чаще всего: белые, синие и красные.

Украшения: пуговицы, нашивки, ожерелье (воротник), зарукавья, запоны, шейная гривна.

Демонстрация фотографий по теме. В качестве домашнего задания возможен подбор и распечатка учеником нескольких цветных фотографий по теме урока, с последующими комментариями ученика в классе.

Русские народные ударные инструменты. Из истории русских народных ударных инструментов. Ознакомление с внешним видом, конструкцией, историей бытования и звучанием разных видов ударных инструментов: ложки, трещотка, бубенцы и колокольчики, кокошник, рубель, коробочка, дрова. Демонстрация фотографий инструментов, прослушивание аудиозаписей по теме. В качестве домашней работы возможна подготовка сообщения об одном-двух народных ударных инструментах, а также прослушивание аудиозаписей (в Интернете) с целью научить учащихся определять на слух звучание инструментальных групп русского народного оркестра и тембры отдельных инструментов

Музыкальный и иллюстративно-изобразительный материал:

Фотографии в сети Интернет по темам;

Аудио: Русский хороводный танец; «Пастух идёт по деревне». Сигнальный наигрыш на «пастухалке» («редкая» и «частая» игра).

Второй год обучения

Раздел 1. Народный календарь – осень.

Осенние обряды «Дожинки», «Последний сноп»; приметные деньки народного календаря(новолетие, «журавлиное вече», равноденствие, покров, ледостав).

Музыкальный материал:

Жатвенные песни: «Жнивная», «Обжинская», «Жнивнуха», «Пожинная», «Дожиночные приговор и припевка».

Раздел 2. Быт и уклад.

Русская свадьба, свадебная игра.

Русский свадебный обряд – один из важнейших семейно-бытовых обрядов. Время формирования свадебного обряда (XIIIXIVвв.) Дохристианские истоки, элементы магии в структуре и некоторых деталях обряда. Наиболее важные «действующие лица», «артисты» свадебного ритуала: невеста, жених, сваты и свахи, дружки, подруги невесты, тысяцкий, малый и большой бояре. Регламентация всех «ролей» участников свадьбы, «заданность» их поведения (известно когда, что и как надо говорить). Драматическая ситуация (столкновение двух сторон – жениха и невесты) и развитие действия, выраженное игровыми средствами.

Элементы свадебного обряда: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников. Суть свадебного обряда: переход девушки из рода отца в род мужа (сродни смерти в своём и рождению в другом роду). Общая структура и основные составляющие свадебного обряда. Различия «музыкальной части» и драматургии свадебного обряда на севере и на юге России.

Свадебные песни. Их жанровое разнообразие: величальные, причитания, корильные, протяжные лирические.

Обережные обряды. Пословицы и поговорки о свадьбе.

Фольклорная композиция «Кукольная свадебка».

Прослушивание аудиозаписей по теме, просмотр изобразительно-иллюстративного материала. Разучивание и исполнение в классе свадебных песен.

Музыкальный материал:

Свадебные величальные «Как у месяца Золоты Рога», «Хмель ты мой, хмелинушка»;

Свадебная корильная «Друженька хорошенький»;

Причитание «Свадебное причитание невесты к матери»;

Свадебная протяжная лирическая «Вьюн на водой». 

Раздел 3. Народный календарь – зимние обряды.

Обычаи и обряды Святок, Рождества.

Славление Христа. Описание обряда: славление Христа группой деревенских детей и подростков из 5-6 человек в первый или второй день Рождества. Атрибуты обряда: звезда, символизирующая Вифлеемскую звезду, зерно (символ богатства и плодородия). Ознакомление с исполнявшимися во время обряда песнями религиозного содержания, прославлявшими Иисуса Христа: песни-«слава», духовный стих об Ироде и о Рождестве Христовом. Разучивание и исполнение в классе (школьном концерте) христославных колядок.

Колядования. Время отправления и суть обряда колядования (накануне Рождества, Васильева дня и Крещения). Колядки – величальные или благопожелательные песни, предназначавшиеся всей семье или каждому её члену в отдельности. Трёхчастное строение колядок для всей семьи: зачин – о приходе коляды; основная часть – величание хозяев и их дома; концовка – требование вознаграждения за своё творчество. Изучение колядок: песня, исполнявшаяся при подходе к дому; песня, исполнявшаяся под окном дома; песня – похвала хозяевам дома; колядка, адресованная хозяйке дома; песня – пожелание щедрым на подарки хозяевам. Вознаграждение колядовщиков за труды. Прослушивание аудиозаписей по теме; изучение текстов, разучивание и исполнение в классе (школьном концерте) святочных колядок.

Игры ряженых. Обряд ряжения как отражение народных представлений о зыбкости грани между миром живых и миром мёртвых в этот период времени. Описание обряда. Исполнение святочных игр «В козу и медведя», «Покойник». Ознакомление с песнями, исполнявшимися ряжеными на игрищах: песня парня, переодетого монашкой; песня-молитва парня, переодетого попом.

Гадания девушек. Подблюдные песни. Исполнение подблюдных песен только лишь во время святочных гаданий. Участники, атрибуты гадания. Описание ритуала. Подблюдная песня, исполнявшаяся в начале гадания. Подблюдные песни к свадьбе, к долгому девичеству, к богатству, к бедности, к разлуке. Прослушивание аудиозаписей по теме, изучение текстов и исполнение святочных подблюдных песен.

Посиделки, игрища. Посиделочные песни. Посиделки – святочные вечеринки молодёжи или «игрища», на которых парни и девушки плясали кадриль, лансье и польку, играли на различных музыкальных инструментах и исполняли плясовые любовные или игровые песни, которые называются «посиделочными». Ознакомление с плясовой и любовной посиделочными песнями.

Разучивание и исполнение фольклорной композиции «Пришла Коляда накануне Рождества».

Музыкальный материал:

«Добрый тебе вечер, ласковый хозяин», «Эта ночь святая», святочная песенка о Козе («Го-го-го, Коза»), «Святый вечер, добрый вечер», «Виноградье», «Таусень», подблюдные «Сидит петушок», «По гуменцу хожу, полотенце стелю», «Слава». 

Раздел 4. Детский фольклор.

Русские народные загадки. Загадка – краткое поэтическое произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, а слушатель должен определить, угадать это понятие. Диалогичность загадки. Загадки – средство развлечения. Эволюция функции загадок: от условной, тайной речи древних людей – в форму художественной словесной игры с целью развития ума и сообразительности.

Загадки-метафоры и неметафорические загадки  (замысловатый вопрос, устная задача). Предметность, зримость и осязаемость образов загадок. Тематическое содержание загадок.

Загадывание преподавателем и разгадывание группой учащихся русских народных загадок.  В качестве домашнего задания возможен подбор учащимися загадок и коллективное разгадывание их на следующем уроке.

Русские народные пословицы и поговорки. Пословицы – краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. Древнее просхождение пословиц. Тематическое содержание пословиц. Художественные особенности пословиц. Связь пословиц с другими фольклорными жанрами.

Чтение пословиц и поговорок в классе. В качестве домашнего задания – подбор на предложенную тему и выучивание наизусть нескольких пословиц или поговорок.

Дразнилки – расширенная кличка или развёрнутое прозвище. Своеобразная форма детской сатиры, в которой высмеивается обидчик, капризный ребёнок или не подчиняющийся правилам игры. Применение гипербол,  сравнений, нарочито заниженной лексики и даже нелепиц для создания комического эффекта. Исполнение дразнилок в классе. В качестве домашнего задания – подбор и выучивание нескольких дразнилок наизусть.

Страшилки. Небольшие сказки со страшным содержанием, с несложным сюжетом. Чтение страшилок в классе. В качестве домашнего задания – подробный пересказ полюбившихся страшилок.

Сказки. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Повествовательность и сюжетность этого эпического жанра. Установка на вымысел. Воспитательные функции сказки, её назидательность. Основные идеи: торжество добра над злом, правды над кривдой, жизни над смертью.

Тематический принцип классификации сказки: 1) сказки о животных (животный эпос); 2) сказки волшебные; 3) сказки бытовые.

Поэтические особенности сказок о животных: 1) вымысел, который возникает в результате соединения человеческого мира и животного мира в одном пространстве (волк рубит дрова, печёт блины, лиса с волком – кум и кума, заяц плачет, петух и кот живут вместе, мужик заключает с медведеи договор и т. п.); 2) нет идеализированного героя; ум противопоставлен грубой силе; 3) не во всех сказках благополучный конец, но трагедийного звучания в сказке нет; 4) обладают иносказательной возможностью, в них легко угадываются человеческие бытовые ситуации (лиса угощает журавля кашей на тарелке, а журавль – лису окрошкой в кувшине, - человеческая коллизия ложного гостеприимства); 5) сюжет несложен, событий мало; 6) дидактический, назидательный план очень ясен; 7) в процессе повествования используются традиционные сказочные формулы («Жили-были…», «Стали жить да поживать…»).

Чтение сказок в классе.  Анализ содержания, выделение основной идеи.

Поэтический материал:

Загадки: «Арбуз», «Барабан», «Веник», «Воробей», «Дверь», «Ёж», «Жернова»,  «Зубы», «Капуста», «Карандаш», «Клубок», «Книга», «Корова», «Крапива», «Ласточка», «Лук», «Морковь», «Мухомор», «Окна», «Пальцы», «Паук», «Петух», «Подсолнух», «Радио», «Радуга», «Репа», «Самолёт», «Снег», «Сова», «Соль», «Тень», «Топор», «Улитка», «Хлеб», «Часы», «Электролампа», «Эхо».

Пословицы и поговорки: о Родине, о жизни, о земледельческом календаре, о дружбе, о знании, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о природе, на бытовые темы.

Дразнилки: «Ваня ехал, поспешал», «Васька-кисель», «Вор-воришка», «Дунька-пышка», «Егорушка-Егор», «Илья ехал на лопате», «Коля, Коля, Николай», «Ленка-пенка», «Лиза-подлиза», «Миронушка-Мирон», «Мы в поход вчера ходили», «Николай, Соколай», «Обманули простака»,  «Ох, моряк, с печки бряк», «Петька-петух», «Плакса, вакса», «Рёва-корова», «Юрка-мошенник».

Страшилки: «Бирюк», «Болотник», «Кот Баюн», «Котонай», «Лесовой», «Морозко», «Несветик», «Овинник», «Снежная баба», «Страшило-матрошило».

Сказки о животных: «Колобок», «Лиса и волк», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и журавль», «Петушок – золотой гребешок».

Волшебные сказки: «Снегурочка», «Гуси-лебеди».

Раздел 5. Музыкально-фольклорные игры.

          Разучивание и исполнение фольклорных игр с пением: «Во саду ли», «Курочки и петушки», «Комара женить мы будем».

          Музыкальный материал:

Русские народные песни по теме.

          Раздел 6. Народный календарь – зимне-весенние традиции.

          Масленица. Повторение материала 1 года обучения по данной теме.

Символика основных обрядовых блюд на Масленицу: блин (Солнце), сыр, творог (Млечный путь), масло.

 Расшифровка названия и смысла каждого из семи дней масленичной недели: понедельник – «встреча», вторник – «заигрыш», среда – «лакомка», четверг – «разгул», пятница – «тёщины вечерки», суббота – «золовкины посиделки», воскресенье – «проводы», «целовальник», «прощёное воскресенье».

          Ознакомление учащихся с сюжетными мотивами, основными образами и темами масленичных песен: встреча Масленицы, масленичная горка, величания, нарекания Масленицы; песни-жалобы о женской доле; проводы Масленицы.

          Прослушивание аудиозаписей по теме; разучивание и исполнение в классе (школьном концерте) масленичных песен.

          Разучивание и исполнение фольклорной композиции «Масленица».

          Музыкальный материал:

Масленичные песни «Вот уж зимушка проходит», «Сею-вею снежок», «Катаются, блинами объедаются», «Масленица-подлизуха», «Ой, Масленица, кривошейка», «Масленка, масленка, погулёна Масленка», «Ты прощай, прощай», «Прощай, Масленица».

Раздел 7. Жанры народной музыки. Русские народные духовые инструменты.

Хороводы. Весенние и летние хороводы.

Хороводы – одно из самых любимых народных развлечений, украшение гуляний и больших народных праздников. Функция хороводов – массовая песенно-драматическая игра. Сюжетность, конфликтность, занимательность хороводов по содержанию. Массовость (до 100 – 200 человек на праздничных гуляньях). Роль запевалы. Символические фигуры танца: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая». Исполнение каждой из фигур под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного у начальных фигур до стремительного – у завершающих.

Разделение хороводных песен на три группы по тематике: 1) наиболее древние – песни, в которых изображается земледельческий труд: посев и обработка льна, проса и т.д.; 2) песни на темы любовных и семейных отношений: о выборе молодцем девушки, о доле замужней женщины, о гуляньях в рощах и зелёных лугах; 3) песни о самой хороводной игре: о происходящем в хороводе, который становится театральным «местом действия», а исполнители обыгрывают песню с помощью танца, жестов и мимики.

Хороводные игры. Разучивание и исполнение хороводных игр «Со вьюном я хожу», «Вейся, капустка».

Русские народные духовые инструменты. Кугиклы. Свирель. Свистулька. Жалейка. Волынка. Зурна. Пастуший рожок.

Ознакомление с внешним видом, конструкцией, историей бытования и звучанием народных духовых инструментов. Просмотр иллюстративного материала и прослушивание аудиозаписей по теме.

Музыкальный и художественно-иллюстративный материал:

Хороводные песни «А мы просо сеяли» (в разных вариантах), «Заплетися, плетень», «Ой, ли ли», «Ой, да весна-красна», «При народе, в хороводе», «А я млада», «Со вьюном я хожу», «Во поле берёза стояла», «Ай, во поле липенька», «Вейся, капустка», «Бояре» (в разных вариантах).

Фотографии и рисунки в сети Интернет по теме.

«Плясовой наигрыш» на кугиклах (многоствольных флейтах Пана); «Наигрыши» на глиняных свистульках; «Пастушеский наигрыш на сбор коров», «Пастушеский наигрыш на прогон коров» на жалейке; «Сигнальный пастушеский наигрыш "На заре"», «Сигнальный пастушеский наигрыш "Кирила"» на басовом рожке; «Песенный наигрыш "Ноченька"» на тверской жалейке (рожке); «Песенный наигрыш "Маша"», «Плясовой наигрыш "Во кузнице"» на нерехтских рожках; «Плясовой наигрыш» на двойной жалейке («пищиках»).

Раздел 8. Народный календарь – весенние традиции и обряды.

Встреча Весны, встреча птиц «Сороки», пост и Пасха, Красная горка, обряд окликания молодых.

Встреча Весны, встреча птиц «Сороки». 22 марта – день весеннего равноденствия – ещё одна (вторая) встреча весны. Период встречи весны по церковному календарю от праздника Благовещенья (25 марта по старому стилю) вплоть до праздника Пасхи.

Цель обрядов: помочь приходу весны, «закликать» её, хорошо встретить, чтобы заручиться её помощью. Тесная связь в сознании народа начала весны с прилётом птиц.

Описание обряда встречи Весны. Непременные атрибуты обряда: «жаворонки», фигурки птиц, испечённых из теста. Веснянки – обрядовые песни заклинательного характера, которые должны были призвать, приблизить весну. Содержание веснянок: «закликание весны», «закликание птиц», надежды на дары весны. Условия исполнения веснянок: на возвышенных местах.  Завершение пения веснянок на «красную горку» (первое воскресенье после Пасхи).

Использование испечённых «жаворонков» для ритуальных гаданий: что ждёт человека в скором будущем, кому из мужчин быть первым засевальщиком, кому из девушек замуж первой идти.

Весенние «заклятия-обереги» от весенних заморозков. Еда для «ублажения» мороза.

Приметы, связанные с днём второй встречи весны.

«Красная горка». День «красной горки» - день весенней кульминации. Образ «красной горки», т. е. оттаявших и зазеленевших пригорков – поэтическое олицетворение весенней красоты земли. Обычаи «красной горки»: с этого дня начинали «водить» хороводы, с «горок» принято было катать раскрашенные яйца.

Музыкальный материал:

Закличка «Весна, весна красная», веснянки «Ой, кулики, жаворонушки», «Жаворонок дуда».

Третий год обучения

Раздел 1. Народный календарь – осень.

Приметные деньки: Семён-летопроводец, осенины, новолетие; вторые осенины, «бабье лето», Рождество Богородицы; Покров.

Раздел 2. Быт и уклад.

          Свадебная игра. Повторение материала 2 года обучения.

          Анализ структуры свадебного обряда. Сватовство. Смотрины. Оглашение решения о свадьбе («рукобитие», «помолвка»). Его особенности в северных традициях. Подготовка к свадебному дню. Приданое. Обряды накануне свадебного дня: баня, девичник. Первый день свадьбы: дружка; приезд жениха; венчание; приезд в дом жениха; свадебный пир; «укладывание» и «бужение» молодых. Второй день свадьбы. Обережные обряды.

          Свадебные песни. Прослушивание аудиозаписей по теме. Разучивание и исполнение в классе свадебных песен.

Музыкальный материал:

          Свадебные величальные: «Вы послушайте, стары старики», «Дымно в поле, дымно» (свадебные песни Пинежья);

          Причитания: «Свадебное причитание», «Причитание невесты. Пение подруг»;

          Свадебные протяжные лирические: «Как при вечере», «На море утушка купалася», «Ты река ли, моя реченька».

          Раздел 3. Музыкально-фольклорные игры.

Разучивание и исполнение фольклорных игр с пением: «Кот и мыши», «Махоня», «Тетера».

Музыкальный материал:

Русские народные песни по теме.

          Раздел 4. Жанры народной музыки.

          Былины и скоморошины; искусство скоморохов.

          Раздел 5. Народный календарь – зима.

          Зимний солнцеворот, Рождество Христово, вертеп. Фольклорная композиция «Вертеп».

          Вертеп – разновидность кукольного театра. Появление вертепа в России во второй половине XVII века. Литературные и церковно-театральные истоки происхождения вертепа, его связь со школьной драмой. Особая популярность вертепа в юго-западных районах страны.

          Конструкция вертепа: большой ящик с марионетками, разделённый на две части – верхнюю и нижнюю; прорези со стержнями для кукол в полу обеих сцен. Драмы религиозно-библейского содержания верхней сцены: «Царь Ирод». Интермедии, комические бытовые картинки нижней сцены: «Наполеон и мужик», «Донской казак и купец», «Лыцарь и девица» и др.

          Появление в XIX веке «живого вертепа», где роли исполняли не куклы, а живые актёры.

          Разучивание и исполнение фольклорной композиции «Вертеп».

          Раздел 6. Жанры народной музыки.

Колядки, Христославия, подблюдные песни, зимние хороводы. Русские народные духовые и струнные инструменты.

Раздел 7. Быт и уклад.

Традиции Великого поста. Духовные стихи, Постовые (говейные) хороводы. Приготовление к Пасхе.

          Раздел 8. Народный календарь – весенне-летний цикл.

          Приметные деньки – Герасим-грачевник (4 марта), Сорок мучеников Севастийских (22 марта), Средокрестье, Благовещение (7 апреля), Вербное Воскресение (24 апреля).

          Раздел 9. Фольклорные традиции Донского края.

Четвёртый год обучения

          Раздел 1. Народный календарь – осенние традиции и обряды.

          Обряд «Похороны мух», Воздвиженье, третья встреча осени, окончание уборки урожая, капустники. Фольклорная композиция «Капустник».

          Раздел 2. Быт и уклад. Жилище и утварь.

          Региональные различия русской деревенской архитектуры; орудия труда земледельца, народные промыслы, русская игрушка (тряпичная, соломенная, деревянная и глиняная).

          Русская деревянная игрушка: «Матрёшка», каталка «Коники», каталка «Вертушка», «Санки», «Мельница», «Пароход», «Карусель», «Клюющие куры». Демонстрация фотографий по теме.

Иллюстративно-изобразительный материал:

Фотографии в сети Интернет по теме.

          Раздел 3. Музыкально-фольклорные игры.

          Раздел 4. Жанры народной музыки. Народные инструменты – гармони.

          Лирическая протяжная песня, шуточные и плясовые песни, русская частушка.

          Шуточные и плясовые песни. Общие черты: жизнерадостная развлекательная функция, быстрые мелодии.

          Характерные черты жанра шуточных песен: важная роль текста, где обыгрываются комические сюжетные ситуации, весёлые «скорые» мелодии, обилие рифм.

          Характерные черты жанра плясовых: подвижный темп, чёткий плясовой ритм, лаконичность текстов (куплеты состоят из двух фраз), связь плясовых песен с народным хореографическим искусством. Сложное соединение поэтического текста, музыки и танца при исполнении плясовых песен.

Русские частушки, припевки, страдания.

          Частушка – короткая, обычно четырёхстрочная, рифмованная песенка разнообразного содержания. Характерные черты жанра: краткость, образность, музыкальность и лёгкость запоминания частушек. Частушка – вокально-инструментальный жанр, базирующийся на одной гармонической формуле, заложенной в конструкции гармоники (S – Т – D - T).

Исполнение на праздничных гуляньях дома и на улице: в быстром темпе под пляску одним певцом или несколькими поочерёдно в сопровождении гармони, балалайки, жалейки или инструментального ансамбля. Генетическая связь частушки с плясовыми и шуточными песнями. Другие формы исполнения: 1) частушечные наигрыши без пения; 2) чисто вокальные формы, в которых звучание инструмента имитируется голосом: одним певцом или ансамблем (пение «под язык»).

Тематика частушек: о девичьей любви, о тяжёлом положении женщины-крестьянки, о насильственном замужестве, о долголетней солдатчине, об эксплуатации фабрикантами и заводчиками.

Мужская разновидность общерусских частушек (преимущественно на севере России) – «хулиганские» или «под драку», исполняемые перед кулачными боями для «разогрева».

Поэтика частушек. Роль частушки: была песенным разговорным языком молодёжи, заменяла газетную хронику села, деревни, вскрывала социальные пороки.

Припевки – локальная разновидность частушек, лишённая инструментального сопровождения и хореографического компонента. Исполнение: женщинами в гетерофонной фактуре и умеренном темпе во время проходок по деревне («проходные»), на поле в период сенокоса или жатвы («покосные», «полевые»), по дороге с поля домой.

Страдания – разновидность частушек из двух строчек. Тематика текстов страданий: любовные переживания. Исполнение: вокальным ансамблем а capella, или вокально-инструментальные версии. Лирическая протяжная песня – основной интонационный источник страданий (у неё заимствованы распевность, медленный темп, развитая многоголосная фактура).

Народные инструменты – гармони.

Ознакомление с внешним видом, конструкцией и звучанием гармони. Разновидности гармоники: тальянка, ливенка, тульская, саратовская. Их отличие друг от друга размерами, расположением кнопок, количеством рядов кнопок. Долгий и сложный путь совершенствования гармоники. Просмотр иллюстративного материала и прослушивание аудиозаписей по теме.

Музыкальный и иллюстративно-изобразительный  материал:

Шуточные песни: «А я по лугу», «Было у тёщеньки семеро зятьёв», «Дуня-тонкопряха», «Как на тоненький ледок», «Как пошли наши подружки», «Как тёща для зятя пирог спекла», «Мой муженька-работяженька».

Плясовые песни «Ах ты, берёза», «Барыня», «Брови», «Калинка-малинка», «Камаринская», «Я за то люблю Ивана», казачья плясовая «Не стучит, не гремит».

Страдания «Ой, да пралетели ж ды маи гада», «Куда пошёл, ох ды, Егорушка», «Я гармонщика любила», «Я любила тебя, болечка»; частушки «под язык» «Ох, милая моя, чем обидел я тебя?»; покосные частушки «Я косила и откашивала траву от реки»; припевки «Не форси, форсун проклятой»; рекрутские частушки «Ох, я люблю, как заиграет у товарища баян»; частушки «под драку» «Хулиган-мальчишка я, не любят девушки меня»; частушки под жалейку; частушечный наигрыш (на балалайке).

Фотографии и рисунки в сети Интернет по теме «Народные инструменты - гармони».

Раздел 5. Народный календарь – зима.

Традиции святых и страшных вечеров. Святочные посиделки, целовальные игры. Фольклорная композиция «Раз в крещенский вечерок».

Раздел 6. Семейные праздники и обряды.

Родины, крестины, именины, свадьба, проводы в рекруты, похоронный и поминальный обряды.

Раздел 7. Быт и уклад.

Народный костюм. Региональные особенности народного костюма.

Раздел 8. Народный календарь – весенне-летний цикл.

Первый выгон скота – Егорьев день (Георгий Победоносец), Троицкая неделя, Иван Купала.

Раздел 9. Фольклорные традиции Донского края.

III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Результатом освоения программы «Народное музыкальное творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знать и называть праздники и обряды земледельческого календаря, иметь представление о сути и времени отправления этих обрядов;

- знать и называть песенные жанры, приуроченные к календарным земледельческим обрядам;

- знать и называть обряды жизненного цикла и приуроченные к ним жанры музыки;

- называть неприуроченные музыкальные жанры русского фольклора;

- знать инструментальные группы русского народного оркестра и названия входящих в них инструментов;

- определять на слух звучание инструментальных групп русского народного оркестра и тембры отдельных инструментов (жалейки, рожка, балалайки, гармони, трещотки, бубна, ложек, скрипки…);

- исполнять наизусть (либо по нотам) народные песни в различных жанрах;

- рассказывать о фольклорных играх, разученных в течение периода обучения и организовывать группу на определённую игру;

- знать сочинения русских композиторов, в которых воплощены фольклорные образы или использованы подлинные народные мелодии;  

- знать особенности исполнения народных песен, танцев, наигрышей;

- знать специфику средств выразительности музыкального фольклора;

 - знать музыкальную терминологию;

- уметь анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;

-  владеть навыками записи музыкального фольклора;

- применять теоретические знания в исполнительской практике;

- объяснять принципиальные отличия фольклорного искусства (шире – канонического искусства) от профессионального (авторского, неканонического) искусства.

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность (для промежуточной аттестации).

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться устные и письменные опросы, олимпиады, тематические праздники, классные вечера и др.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в целях определения достижений учащихся на определенном этапе обучения.

Форму, время и виды проведения промежуточной аттестации по предмету «Народное музыкальное творчество» образовательное учреждение устанавливает  самостоятельно. Формой промежуточной аттестации может  быть контрольный урок, зачёт, а также - участие в каких-либо других творческих мероприятиях. В случае, если по предмету «Народное музыкальное творчество» промежуточная аттестация проходит в форме творческого показа, его можно приравнивать к зачету или контрольному уроку. Видами промежуточной аттестации также являются: устный ответ, письменная работа, творческие просмотры.

График текущей и промежуточной аттестации:текущая аттестация проводится в форме контрольных уроков в 1, 3, 5 и 7 полугодии по учебному материалу согласно календарно-тематическому плану. Промежуточная  аттестация проводится в форме зачётов во 2, 4, 6 и 8 полугодии согласно календарно-тематическому плану.

 Содержание аттестации

- приметы народного календаря,

-народные обычаи и обряды календарно-земледельческого цикла,

-семейно-бытовые обычаи и обряды,

-жанры устного и музыкально-поэтического творчества,

-классификация народных музыкальных инструментов,

-быт и уклад жизни русского народа.

2. Критерии  оценки

3 («удовлетворительно») - неполный и неточный ответ, допущено несколько ошибок. Ответ пассивный, не эмоциональный.

4 («хорошо») - ответ полный, но допущены неточности. Ответ заинтересованный и эмоциональный.

5 («отлично») - яркий, осмысленный и выразительный ответ, полно и точно поданный материал.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся по теме урока, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающихся.

 Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Народное музыкальное творчество»:

- рассказ/беседа на одну из тем (народный календарь, жанры русского фольклора, традиционный русский быт и уклад жизни);

- слушание и восприятие музыки, видео просмотр обрядовых действ;

- практическое освоение различных жанров устного, песенного, инструментального и хореографического фольклора; 

- постановка  фольклорных композиций согласно тематическому плану;

- музыкально-фольклорные игры;

- посещение специализированных музеев, выставок и экспозиций;

- посещение фольклорных праздников.

Аудиторные занятия по предмету «Народное музыкальное творчество» должны быть построены на сочетании различных видов деятельности, включающих практические и творческие задания (слушание, видео просмотр, пение, игра на народных инструментах и др.). Частая смена видов деятельности позволит сохранить работоспособность обучающихся, остроту восприятия материала.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки.

Особенности программы «Народное музыкальное творчество» связаны с цикличностью народного земледельческого календаря, с повторностью и периодичностью обрядов и приуроченных песен; с повторностью передаваемых из поколения в поколение семейно-бытовых обрядов и песен. Таким образом, на протяжении четырёх лет дети изучают одни и те же обряды, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.          Методика работы, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она  включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме на протяжении нескольких лет комплексно изучить традиционную культуру  любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание уроков, основанное на изучении традиционного фольклора, позволяет учащимся не только освоить необходимый учебный материал, но и осознать себя наследниками национальных традиций.

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Материально-технические условия реализации программы «Народное музыкальное творчество» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, установленных федеральными государственными требованиями.

Минимально необходимый для реализации программы учебного предмета «Народное творчество» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает:

– учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано;

– учебные парты/столы;

– звукотехническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт дисков, магнитофон, видеомагнитофон (DVD проигрыватель),  персональный компьютер);

– библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал/класс).

Учебные аудитории должны быть оформлены наглядными пособиями.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

VII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ  И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемой методической литературы

 Андреева М., Шукшина З. Первые шаги в музыке. – М.,1993

Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре.  Вып. 1-10. – М., 1991-1994        

Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – М., 1986

 Величкина О., Иванова А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. – М., 1992

Картавцева М. Школа русского фольклора. – М., 1994

Куприянова Л.Л. Русский фольклор, учебник (1-4 классы). «Мнемозина», 2002

Куприянова Л.Л. Русский фольклор, рекомендации к учебнику. «Мнемозина», 2002

Некрылова А. Круглый год. – М., 1991

Фольклор-музыка-театр. Под ред. Мерзляковой С. М., Владос, 1999

Список рекомендуемой учебной литературы

Алексеев А. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Сибирское предприятие РАН. Серия книг «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Новосибирск, «Наука», 2005

Ананичева Т.  Песенные традиции Поволжья. М.: «Музыка», 1991

Анисимова А.П.  Песни и сказки Пензенской области. Пенза,1953

Богданов Г. Несколько шагов к фольклорному танцу. – М., 1996

Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. – М., 1996

Гилярова Н.  Музыкальный фольклор Рязанской области. - М., 1987

Гилярова Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. - М., 1985

Григорьева Н. Народные песни, игры, загадки. Для детских фольклорных ансамблей. – СПб, 1996

Костюмы Курской губернии. Курск, 2008

Науменко Г. Фольклорная азбука. – М., 1996  

Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра Планетариум. М.,  1994

Пушкина С. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр, песен и праздников. – М., Школьная Пресса, 2001

Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992

Дополнительные дидактические материалы

Видео-  и аудиоматериалы:

- аудиозаписи этнографических исполнителей и коллективов;

- телевизионные передачи из цикла «Мировая деревня»;

- телевизионные передачи из цикла  «Странствия музыканта»;

- экспедиционные аудио и видеозаписи этнографических коллективов и исполнителей.

Версия для слабовидящих

  • Фортепиано
  • Скрипка
  • Народные инструменты
  • Духовые и ударные инструменты
  • Народное сольное пение
  • Академическое сольное пение
  • Эстрадно джазовое сольное пение
  • Изобразительное искусство
  • Хореографическое искусство